Мемуары Анатолия Склярова

Автор Анатолий Скляров, 25 Август 2016, 21:12:19

« предыдущая тема - следующая тема »
Вниз

Анатолий Скляров

Привез я свою драгоценную половину в балок и начал ждать ее реакции на все окружающее. Через день потащила меня покупать стулья и разную мелочевку по хозяйству. Ну, значит все, уже почти освоилась, настраивается жить в поселке долго. Что интересно, многие здесь жили как бы «временно»: вместо стульев - ящики, самодельные грубые столы и лежанки. Все «временное», как будто они собираются завтра уезжать. И это «временно» длится много лет. Практически никаких домашних удобств, все откладывается «на потом, до материка». Моя «бабушка» начала устраиваться надолго и со всеми возможными в наших условиях удобствами.
   В советское время заниматься  «изобретениями» на производстве было одно удовольствие. Это поощрялось и морально и материально. И поле деятельности - непочатый край. Если прямо говорить, то техника в Союзе была на довольно примитивном уровне. Если грамотно применить свои знания, то возможности для рационализации были очень большие. Но тут вступают в действие еще и другие факторы, которые можно расценивать весьма неоднозначно. Такой пример. В ГРП (геологоразведочная партия) была бригада траншейной разведки. Там был передвижной комплекс по прозвищу Челленджер. Там в комплекте располагались ДЭС (дизельная электростанция), мощный дизельный турбокомпрессор и сварочный аппарат. ДЭСку можно запустить или аккумулятором или, вспомогательным двигателем, вручную. А компрессор, в силу его большой мощности, только четырьмя аккумуляторами также огромной мощности. В зимнее время запустить его большая проблема. Масло в компрессоре замерзает и аккумуляторам элементарно не хватает мощности его провернуть. Поэтому длительные вынужденные простои, скандалы, нервотрепка.  Это моя головная боль, как энергетика. Аккумуляторы выходят из строя, из-за перегрузок, каждый месяц и даже чаще, новые - большой дефицит (обычное дело в советское время). Выход: ремонтировать эти аккумуляторы. Для их ремонта держали человека и платили неплохие деньги, а он еще иногда и выпендривался, чтобы мне не скучно было. Конечно, мне это очень быстро надоело и пришлось начать думать.

 Поскольку ДЭС всегда запускается первой и ее легко запустить, значит, электричество есть. Я просчитал трансформатор нужной мощности и напряжения, а так же выпрямитель к нему, (стартер ведь постоянного тока) и заказал изготовить это устройство в электроцех  ГОКа. Через неделю все было готово и поставлено в Челленджер. Моя «головная боль» прошла, все работало прекрасно, все довольны. Отпала надобность в аккумуляторах и в их ремонте. Странно, что конструктора  Челленджера до этого не додумались. Мое предложение применили в Северовостокзолоте, в Магадане и у старателей, везде, где были подобные  Челленджеры. Но... Человек по ремонту аккумуляторов остался без работы, и я стал его личным врагом. Другой пример. Гаражи и ремонтный бокс ГРП отапливались небольшой котельной. Там работали четыре кочегара и необходимо было непрерывно завозить уголь из Певека (180 км) и воду для котла. К тому же, от старости проржавела и рухнула труба котельной. Ставить новую трубу и долго и дорого. Пришлось поднапрячь извилины и рассчитать электрический котел. Благо, что наш поселок получал электроэнергию от Билибинской атомной станции и они всячески поощряли увеличение потребления, поскольку станция всегда недогружена. В общем, все получилось, не нужен дорогой уголь, не нужны кочегары, электрокотел работает почти в автоматическом режиме, но... Пять человек осталось без работы, включая водителя. А найти работу в поселке было не так то просто. Вот такая дилемма возникает иногда. Ну в общем-то особо и не напрягаясь и даже в удовольствие, я применял знания, полученные в институте. Еще небольшой пример. Буровые бригады в ГРП обычно работают далеко в тундре и там всегда имеется надобность в подъемном кране. В такой бригаде всегда есть трактор (бульдозер). На этих тракторах имеется гидравлика, а это уже почти готовый небольшой подъемник. Стрела с крюком и четыре гидравлические штанги и подъемник готов в течение 2-4 дней. Местные умельцы так и делали, но горная инспекция запрещает использование самодельные устройства без документов. Я не поленился и просчитал прочность уже готовой стрелы, а остальные то детали не самодельные! Это работа главного механика и главного инженера вообще то. И горная инспекция одобрила расчеты. Нас перестали штрафовать , а мы перестали прятаться. Вот за эти простые предложения и еще 75 подобных, мне объединение Северовостокзолото присудили в 1988 году автомобиль ВАЗ 21063. Это очень не понравилось нашему главному инженеру и нач. ГРП. Они рассчитывали на эту машину (это же был большой дефицит). И я перешел работать в старательскую артель.
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Анатолий Скляров

Вы заметили как люди, приехавшие с Чукотки, и с других Северных территорий, любят эти далекие, холодные и неприветливые края? Такая странность...Мы все, «чукотанцы», объединены в одно неформальное братство, братство души! И вспоминаем ее, и мечтаем о ней, и воспеваем ее. Там осталась наша молодость и частичка нашего сердца...

                 Вот опять улетаю к холодным морям,
        Покидая края благодатного юга          
        И когда самолёт мой опустится там
        На бетонке нас встретит  холодная вьюга

                        И поморские чайки не будут кричать
      Будут белые вихри метаться
      Что же нас заставляет опять и опять
      В неприветливый край возвращаться?

                 Может в жиле кварцитовой блеск золотой
        В тундре синею птицей взметнётся,
        Только в белых снегах, за полярной чертой
        Она розовой чайкой зовётся.
                                         
      На проталины тундры, в весенних снегах,
      Что влечёт тебя так, через сопки и горы,
      Чтоб меж тундровых речек, на их берегах
      Затеряться в волшебных просторах?
   
                 Только Север холодный своей красотой
        К нам в звенящих метелях  ворвётся
        В наших снах улыбнётся погибшей мечтой
        Светлой грустью в душе, отзовётся.

                        Столько лет колыхался за нашей спиной,
      Наползающим белым туманом,
      Здешним летом коротким и поздней весной
      Ледяной горизонт старика-Океана.

                Это время ушло, как уходят в туман
       Не растаявшей льдины полоски,
       Лишь приходят в страну, где разлад и обман
       Издалёка его отголоски...
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Галина Садчикова

Браво, где проходить молодость, там остается часть души и любви.
Адрес детства: ул. Челюскинцев, 41

Анатолий Скляров

Когда я работал в ГРП,  меня выбрали секретарем парторганизации и пробыл я в этой должности два года. Тогда ведь быть беспартийным итээровцам было нельзя. Парторг в ГРП должность не освобожденная. Как-то по партийным делам я был в райкоме, в Певеке, и меня попросили захватить с собой вновь назначенного секретаря Комсомольского ГОКа. Именно назначенного, а не выбранного. Человек лет за тридцать, приятной наружности. Дорога длинная, ехать несколько часов, конечно разговоры. Он прислан из Хабаровска, работал в обкоме, был в Артеке несколько лет вожатым и на каких-то должностях. Скоро приезжает жена и двое детей. Хорошую квартиру ему на Комсомольском дали сразу. Фамилию его не помню, да и не к чему помнить. Не прошло и года после его появления в поселке, как его арестовывают! Растление малолетних. Сажал в служебный УАЗик мальчиков и проводил с ними развратные сексуальные действия. Дело было громким, жена его, вместе с детьми уехала из поселка на второй день после ареста мужа. Сам он через неделю повесился в камере, а может повесили. После этого в районе наш поселок и соседний поселочек-спутник долго еще называли Большие гомосеки и Малые гомосеки. Это было в 1988 году и я, с большим скандалом, вышел из партии. Вы представляете, сколько детей развратил такой «вожатый» в Артеке за несколько лет! Тогда, из-за этого случая, многие положили партбилеты на стол.
  Уже заодно расскажу еще один случай из моей жизни. В 1996 году мы всей семьей в последний раз поехали в отпуск на материк. В последний, потому что знали, что придется уезжать навсегда. Все предприятия закрывались и работать было негде. Благодаря моей дефицитной специальности (инженер по автоматике и телемеханике), я еще был нужен и мог продержаться какое-то время. Северяне, уезжая в отпуск, всегда берут обратные билеты, опасаясь растратить все деньги. Мы, конечно, тоже взяли. Отгуляв положенные три месяца и растратив почти все деньги, в начале сентября приезжаем в Москву и нам говорят, что такой авиакомпании больше не существует, рейсов на Чукотку нет, и поэтому мы можем эти билеты выбросить. Такого «подарка» мы не ожидали: денег нет, кампании нет, самолета нет! Но нам подсказали, что в здании около Внуково через три дня один человек будет принимать тех, кто не смог улететь на Чукотку. Нас таких было человек 50. Подождали мы эти три дня в гостинице и я поехал во Внуково. В том здании, в актовом зале нас ожидал молодой человек лет 25-30. В джинсах и драном свитере. Он молча нас выслушал и сказал, что может взять на Чукотку не более 75 человек. Когда мы посчитались, нас оказалось чуть больше пятидесяти. Значит он забирает всех, бесплатно! Это был Абрамович. Еще через два дня мы все из Раменского улетели на Чукотку, и Абрамович с нами, в общем салоне. Можно по разному относиться к Абрамовичу, но я ничего плохого о нем сказать не могу. Начиная с 1996 года, Абрамович всех желающих детей Чаун-Чукотки бесплатно возил на Черное море, отдыхать, и на зимних каникулах в том числе. В национальных поселках, в школах, открыл современные компьютерные классы, запретил привозить и продавать в них водку (русские ведь бессовестно спаивали чукчей). В 1999 г мы уехали с Чукотки, но оставшиеся утверждают, что Абрамович поднял Чукотку из разрухи.
 В 1988 году, в начале ноября, я получил на заводе в Тольятти свою машину, перегнал ее в Луганск, тогда Ворошиловград, и в конце месяца вернулся на Чукотку. В тот период шла «перестройка», почему-то решили выбирать начальника ГРП на партийном собрании вместо прежнего. Выбрали неприятного мне человека, да еще я голосовал против. Взаимоотношения с начальством разладились. Получение мною машины  сыграло  в этом свою роль. И я ушел работать в старатели. Это следующий период моей жизни.
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

DerLid

Читаю с огромнейшим удовольствием !
Жданова Алла

Александр Махнев

Цитата: DerLidЧитаю с огромнейшим удовольствием !

Давайте поздравим Анатолия с освоением нашего форума и пожелаем ему новых творческих успехов!
Александр Махнёв
Адрес детства: Черемхово, пер. Дзержинского, 11
1 "б" класс школы № 19 1969 г. - 10 "б" класс школы № 4 1979 г.

Анатолий Скляров

В начале января 1989 года, я из разведки перешел работать в старательскую артель Комсомольская. Предлагали место энергетика и нужно было поработать на всех участках, для ознакомления. После 20 января, два «кальмара» (К700) с прицепами, отправились на участок «Биллингс», в 50км от поселка Биллингс, к востоку. И я с ними. Это 300 км от Комсомольского. Первую ночь провели на перевал базе, и с утра выехали в сторону побережья, к Биллингсу, в надежде к вечеру добраться до места. На перевале началась пурга и караван заблудился. Пурговали два дня. К концу второго дня закончились дрова, и , чтобы не замерзнуть, со свиных туш (в прицепах везли продовольствие на лето) срезали сало и этим салом топили печку. На третий день на нас наткнулся охотник на «Буране» и проводил до места. Старательский поселок пустовал, нужно было обживать его. Всю электрическую часть работы я сделал быстро. И вскоре началась нормальная старательская жизнь. Когда подъезжали к поселку, пурга еще продолжалась и были слышны какие то «взрывы». Очень сильный ветер дул с океана, льды подогнало к берегу. Лед начал тороситься. Давление на лед было таким сильным, что, то и дело, из ледяных полей «выстреливали» вверх полосы льда. Шириной 0,5-1.5 метра и с грохотом обрушивались на льдины. Зрелище было очень интересным и страшноватым. Поселок стоял прямо на берегу. Ближайшие будки находились метрах в 20 от берега и, казалось, лед вылезет на берег и раздавит постройки! Грохот ломающегося льда, завывание ветра. Казалось, что и берег дрожал от напряжения!
Чаще всего, моей прямой работы не было и я помогал на кухне, если просили, топил баню, к приезду смены, и бродил по окрестностям Километрах в 8-10 от поселка жил старый чукча, с женой, в своем, национальном, жилище. Типа полуземлянки, с перекрытием из ребер кита с натянутой на ней шкурой моржа. Внутри это жилище похоже на ярангу: такие же пологи из шкур, разделенные на отдельные «комнатки» Когда-то здесь было поселение, но всех перевезли в поселок Биллингс (и детей этих стариков). А старики отказались уезжать. Сына этого старика я видел и разговаривал с ним. Вполне даже современный человек, немного почему-то стеснялся за своих родителей. Этот старик, чукча, представлялся как внук Алитета. (Есть книга «Алитет уходит в горы» и одноименный фильм.) Вот у этого старика были две собачьих упряжки. Там я впервые увидел настоящих собак-насхи, с голубыми глазами, хотя и помесей хватало. Там я попробовал чукотское кушанье копальхен, насколько помню название. Напоминает мороженный рулет из мяса моржа с печенью, или чем-то подобным. Вполне даже съедобное. А вот тюленье мясо, заквашенное в земляной яме до появления зелени, я попробовать не рискнул. Как сказал Алитет: «Не ваша еда». Это еда береговых чукчей. У оленных чукчей тоже есть "не наша еда". Это полупереваренное содержимое желудка оленей. Они это замораживают в виде конфет и затем их сосут. Эти "конфеты" ни чем не пахнут (правда особо и не принюхивался), но попробовать не рискнул. Алитет каждую неделю приезжал в наш, старательский, поселок, за хлебом. Однажды к нам в поселок прибежал здоровенный черный одноглазый собак, из упряжки Алитета. По кличке Цыган. Мы его, конечно, покормили. Через день пришел Алитет, пешком, со стороны моря, и рассказал, что на охоте в море, в торосах, его упряжку испугал белый медведь. Собаки, от испуга, попали в полынью и утонули. Спаслись две собаки и старик. Цыган был из этой упряжки. Алитет хотел его забрать, но Цыган убежал.
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Анатолий Скляров

Еще через день Алитет вернулся на неполной упряжке собак, и поймал Цыгана. Я не заметил как поймал, Алитет уже вел его к упряжке. Одел на Цыгана сбрую и тронулся в путь. Очень интересно наблюдать, как трогается и разгоняется собачья упряжка. Каюр выдергивает из снега остол, который удерживал нарту и упряжку, наваливается на нарту, помогая собакам сдвинуть ее с места. У Алитета на руке всегда был намотан крепкий, достаточно длинный шнур, вторым концом привязанный к нарте. Пару раз наблюдал: собаки слишком резко берут с места и Алитет попросту не успевал заскочить на нарты. Здесь и помогает шнурок. Каюр, с криком падает на снег и этим тормозит упряжку. Процесс разгона тяжелой нарты также интересен: собаки так азартно рвутся вперед, что из под лап вылетают кусочки снега и льда. Вся эта смесь достается сзади бегущим собакам. Именно поэтому многие упряжные собаки одноглазые. Осколки льда повреждают роговицу глаз и собака слепнет, как одноглазый Цыган. В этот раз разгон прошел нормально. Все собаки тянули изо всех сил, а Цыган трусил сбоку, не натягивая постромка! Вожак упряжки тотчас заметил это, резко развернулся и кинулся на Цыгана, вместе со сворой... от Цыгана полетели клочья... Пока Алитет остолом наводил порядок, несколько секунд стоял дикий вой Цыгана и рычание упряжных собак. Нарты вновь тронулись и Цыган, очень усердно и добросовестно, тянул нарты наравне со всеми! Через несколько дней, в первых числах марта, около полудня, кто-то заметил: со стороны океана, от разводий льда, в нашу сторону бежит белый медведь , а его бег направляет Алитет со своей упряжкой! Чукчи считают белого медведя своим предком, и никогда, без большой нужды, их не убивают. Как позже оказалось, Алитет нашел, таки, того медведя , что утопил его упряжку. Как уж Алитет с ним управился, уму непостижимо. Но он гнал медведя к нашему поселку! Естественно, все присутствующие при этом событии, бросились прятаться. Добежав до первых будок, медведь, по видимому, совсем растерялся и упал около нашей бани. Он был весь в какой-то пене. Лежал, вывалив язык, чуть не на пол метра. Алитет остановил нарты в стороне и подошел к медведю. Мы, конечно, также «осмелели» и начали приближаться. Алитет знаками показал, не окружать медведя. Конечно, на улицу высыпали все, посмотреть на это чудо! Чукча ходил между медведем и нами и что-то говорил ему по чукотски. Нам объяснял, на русском: «Умка молодой, умка глупый, больше не будет так делать!» Медведь и правда, был не очень большим и очень перепуганным. Появился фотоаппарат, начали фотографироваться на фоне медведя. Фотограф залез на крышу бани, в поисках выигрышного кадра. За эти 15-20 минут медведь отдышался и вдруг резко встал на задние лапы! Морда этого «малыша» оказалась выше бани и фотограф кубарем с нее скатился! Медведь развернулся и медленно, повесив голову, пошел к океану... К большому сожалению, фото этого события у меня нет. Через день, я, с очередным караваном, уехал на базу...
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Анатолий Скляров

Хотел бы еще рассказать о Валькумее, где я прожил четыре месяца. Работал в Певеке, а проживал в Валькумее. Это аккуратный , чистый поселок, почти без частного сектора.  Самый старый поселок Чаун-Чукотки. (по названию залива Чаунская губа и Чаунская низменность. То есть, западная Чукотка.) Певек - самый удобный порт Северного морского пути. Валькумей появился одновременно с Певеком, как первый промышленный поселок на Чукотке. Он расположен над морем (высота 300м). Море, как бы огибает, Валькумей. Там нет тундры, одни скалы. Но зато какой вид на море! И все жители, конечно, рыбаки. Немного дальше, за поселком, прямо на берегу моря, в скалах, построен "дикий" поселок любителей рыбалки.Там хранятся лодки, снасти, сети и можно с удобствами переночевать и, даже, пожить некоторое время. Меня дважды приглашали на рыбалку. Я не рыбак, но не отказывался. Интерсно было, как ловят рыбу в море, точнее, в океане. И впервые попробовал рыбку корюшку. Такая рыбешка, величиной с мойву. Вкусная - необыкновенно. В ней почти нет костей и она прозрачная от жира. Есть ее можно прямо сырую, чуть присолив, вкус от этого не ухудшается. Корюшка пахнет не рыбой, а свежим огурцом. При жарении почти и масла не нужно, собственного жира хватает. Валькумей, так же очередной брошенный поселок...Ну и стихи (не мои)
 
Я, правда, часто вспоминаю Валькумей,
Хотя, с годами, он теряется в тумане
Давай, вина мне чарку полную налей
Иду я вновь с Чукоткой на свиданье.

По сопкам я пройдусь, и посмотрю на море,
Вдохну еще свои воспоминания...
Калейдоскоп картинок в праздничном узоре
И Севера полярного сияние

И не забыть, вы, думаю, со мной согласны,
Кусочек жизни с лучшей стороны
Ну, правда, все так было классно,
Плохие мысли мне тут не нужны...

У каждого свое, кто с этим спорит?
А ностальгия давит и манит,
Не скажешь ты - Я с Севера уволен,
Гвоздями, намертво, я к Северу прибит...
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Анатолий Скляров

[attachment=0:21emm1sj]image.jpg[/attachment:21emm1sj] Вот такой он, Валькумей... И чуть виднеется кусочек Океана...
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Анатолий Скляров

Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Александр Махнев

Очень похоже на п. Полевой прииска Бурхала Ягодинского ГОКа на Колыме, где я практику преддипломную проходил. :-)
Александр Махнёв
Адрес детства: Черемхово, пер. Дзержинского, 11
1 "б" класс школы № 19 1969 г. - 10 "б" класс школы № 4 1979 г.

DerLid

C огромным удовольствием присоединяюсь к предложению Саши  поздравить Анатолия и пожелать ему дальнейших творческих успехов , а он  еще очень много может нам рассказать ( я надеюсь на это )
Жданова Алла

markoff433

очень интересно, в детстве читал про Алитета, на у Вас интереснее
Марков Виктор

Анатолий Скляров

Километрах в двадцати от нашего поселка (Комсомольского), стоит гора, под  местным именем «Черная сопка». Это древний взорвавшийся вулкан. С перевала Журавлиный его хорошо можно рассмотреть. Кратер, диаметром километра два, проломленная боковая стена кратера и застывший древний поток лавы. Шириной километра полтора и длиной километров пять. Вы, наверное, видели по теле и в кино, извержения вулканов. Потоки лавы, а из жерла вылетают сгустки и «брызги». Вот эти «брызги», в полете, почти застывают и на землю падают так называемые вулканические «бомбочки». Эта Черная сопка, при взрыве, разбросала на много километров вокруг такие бомбочки. Любители экзотики собирают их, распиливают. Распиленные поверхности шлифуют и полируют. Получаются необыкновенной красоты, неповторимые картины и узоры.  Такие бомбочки находят только возле чукотских древних вулканов и в где то в Италии. Не подумайте, что возле каждого вулкана. Попытаюсь выложить фото имеющихся у меня камней. Около поселка Быстрый (поселок-спутник Комсомольского) есть старый полигон (участок), где американские старатели, в 30х годах, добывали драгоценные и полудрагоценные камни. Летом, после дождя, находясь на полигоне, иногда можно увидеть блеск драгоценного камня, преломляющего солнечный свет. Если двигаться осторожно, не теряя этот луч, можно найти и сам камень, его преломляющий. Однажды здесь нашли небольшой склад продовольствия тех лет. Консервы были, говорят, вполне съедобны. Нужно рассказать и об останках мамонтов, когда-то обитавших в этих местах. Насколько мне известно, в нашем районе, почти  каждый год, находят отдельные кости мамонтов, или бивни. Найденные бивни, чаще всего, утаивают от разглашения. Это превосходный поделочный материал для сувениров. Даже за необработанный, качественный, кусок бивня предлагают до 200 долларов за кг. Наш, местный умелец, в начале 90х годов, по заказу тогдашнего губернатора изготовил  в подарок Ельцину, сувенир. И точно такой же для самого губернатора. На полированной подставке из яшмы, стоит земной шар из бивня мамонта, а сверху, на северном полюсе, белый медведь. Он сейчас находится в музее Ельцина. Бивни очень тяжелые, по весу. Видел обломок бивня, длиной метра два с половиной. Диаметр у основания около полуметра. Не скажу, какого он веса, но с огромным трудом смог приподнять его за один край! На Комсомольском существовала ювелирная мастерская. Изготавливали сувениры из камней, собранных вокруг Черной сопки и на описанном мною полигоне. Смотрите видео...
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Вверх