Мемуары Анатолия Склярова

Автор Анатолий Скляров, 25 Август 2016, 21:12:19

« предыдущая тема - следующая тема »
Вниз

Анатолий Скляров

Не знаю, будет ли Вам интересно, прежде чем писать жизнь в осаждённом Луганске, я кратко расскажу о своей жизни после отъезда из Черемхово в 1970 году. Как бы мемуары.

В Черемхово, к тому времени, уровень жизни был очень низок. Мяса в магазинах не было, за вареной колбасой дикие очереди и тд. А  Ворошиловград для нас показался раем. Продуктовое изобилие. Мясные магазинчики где ВЫБОР: говядина, свинина, баранина, куры. Черемхово я вспоминаю с некоторой ностальгией. Конечно, вернуться назад не хотелось бы, но о прожитых там годах не сожалею. Была очень интересная для меня и насыщенная жизнь. Наверное мне просто нужно было расти дальше. В Луганске (в то время Ворошиловград) мы с семьёй быстро прижились. При активной поддержке жены, поступил учиться в Ворошиловградский маш. институт а заканчивал учебу и получил диплом в Харьковском политехническом институте.
Диплом был реальный: «Устройство управления аналоговой ЭВМ расчёта котлов атомных станций».  Предлагали остаться работать на кафедре, но отказался т.к. семья и квартира в Ворошиловграде. К стати, базовые знания, полученные в школе (школа №4 на Шадринке) оказались очень даже неплохие. С благодарностью вспоминаю своих учителей и первую учительницу Антонину Архиповну Трубину. Низкий им поклон!
Я ведь после школы в 1961г поступил учиться в Казанский госуниверситет (там, где учился Ленин) на физмат, факультет теория относительности и гравитации. Академик Ландау на базе этого факультета хотел создать свой институт. Конкурс был более 50 чел на место, но я, как  ни странно, прошел. К сожалению, учиться мне не пришлось: у родителей сгорел дом, отец попал в больницу и мне необходимо было срочно вернуться домой, чтобы помогать родителям и сёстрам.
После института, в связи с мизерными зарплатами, пришлось искать достойную работу. И к тому времени в Ворошиловграде тоже все продукты исчезли (это 1980 г.). Так я попал на Чукотку... А там продуктовый РАЙ. Мясо: говядина, свинина, баранина, оленина, бизонина (мясо бизона из америки), куры. Тушенка: говяжья, свиная, баранья, оленья, сосиски консервированные разные, консервированные мясные паштеты, фарши колбасные  и куры, и циплята и т.д. А уж рыба и рыбные консервы каких я до этого и представить не мог!
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Александр Махнев

Ну вот, пошла масть. Берите пример земляки-скромняги!
И заметьте - шадринские легки на подъём.
Александр Махнёв
Адрес детства: Черемхово, пер. Дзержинского, 11
1 "б" класс школы № 19 1969 г. - 10 "б" класс школы № 4 1979 г.

Анатолий Скляров

Попасть на Чукотку можно только самолётом и только по вызову, поскольку это пограничная зона. Конечно, лететь в неизвестность было страшно. Ведь там у меня ни друзей, ни знакомых. Поэтому я пошел на хитрость: чтобы сразу не сбежать обратно, взял с собой минимум денег. Чтобы не хватило на обратный билет. Билет до Чукотки тогда стоил 185 рублей.

Надо сказать люди на Севере очень отзывчивые. Все ведь в общем-то приезжие и знают состояние новичка. Это было начало июня 1982 года. Вызывала меня Певекская геологоразведочная экспедиция. Так что прилетел я в самый северный город России (тогда СССР) Певек (ударение на втором слоге) в аэропорт Апапельгино, утром.

Довольно быстро нашёл управление экспедиции. В то время оно ещё располагалось в бараке. Приняли меня радушно и даже обрадовались, потому что главный механик был в отпуске и меня сразу же определили и.о. механика, хотя по образованию я инженер-электрик, и вызывали меня энергетиком в геолого-разведочную партию посёлка Комсомольский (это в 180 км. от Певека). Определили жить пока в гостинице Певека. В это время там (в Певеке) проходили съёмки клуба Путешественников и ведущий клуба Сенкевич со съёмочной группой проживали в этой гостинице, а мой номер был рядом с ихними номерами.

Процесс съёмок я, конечно, посмотрел. Начальником геологической экспедиции был Надиев Чингиз Рифатович, крымский татарин из Одессы, а главным бухгалтером (к сожалению не запомнил фамилию) землячка, бурятка из Кундулуна. Меня это даже немного ошарашило: оказывается мир тесен!
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Анатолий Скляров

Ну и ещё немного о гастрономической теме (лично для меня имеет немаловажное значение).
Я люблю тушенку. Всякую. Прямо обожаю.

Обнаружив в магазине её невообразимое разнообразие, я, конечно, сразу же купил каждого наименования, на пробу. Здесь нужно заметить, что стоимость 350 граммовой банки , в то время, была сущие копейки: кажется 1 р. 20 коп. И к тому же тогда делали тушенку из мяса а не из отходов. Это была настоящая тушенка, а не муляж. В общем я пировал дня три.

А потом обнаружил, что в местных столовых (не в ресторанах) разнообразнейший выбор мясных блюд, названий некоторых я до того времени и не слышал. Например: азу, бефстроганов, эскалоп, бифштекс, антрекот, ромштекс, филе, лангет, не говоря уж о рядовых котлетах, шницелях и тефтелях. Выбор не весь сразу, но каждый день новое блюдо. И вкусное всё! А мои новые сослуживцы водили меня в разные столовые для ознакомления.

Конечно, это всё стоило чуть дороже обычных блюд, но для северян это не имеет особого значения. Например я уже в первую неделю получил компенсацию за проезд (оплатили стоимость перелёта) подъёмные, полевые и доплату за проживание в гостинице, а в конце месяца двойной оклад. Всего получилось около 800 р. В то время для меня нереальные деньги. И я (правильно вы подумали) решил, что остаюсь!

Позднее, уже в пос. Комсомольском, распробовал местную рыбу. На этом тоже нужно остановиться поподробнее.
Интересный факт: красную рыбу (кета, горбуша, чавыча, и др.) покупают мало. Её ведь ловят во время нереста, а когда рыба идет на нерест она ничего не ест много дней и поэтому становится тощей и не вкусной. Одни названия местных рыб звучит как музыка: хариус, муксун, колымский осётр, корюшка... Блюда из них, это - поэма, а закопченные грамотно - это обалденно.
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Анатолий Скляров

Вот так я и остался  на Чукотке. На 18 лет. Через неделю меня поселили в общежитии экспедиции поселка Валькумей, в 10 км. от Певека. Там находилась техническая база, гаражи и склады экспедиции. Там жили несколько сотрудников управления Певекской геологоразведочной зкспедиции  и нас на работу в Певек доставляли своим транспортом, а так же и обратно. На месте Валькумея в конце 30-х годов было открыто месторождение пищевого олова. Кажется, единственное в мире. Это руда касситерит - темно серого цвета. В Валькумее её добывают шахтным способом. Глубина шахты около 1300 метров ниже уровня моря. Валькумей стоит на берегу и штреки уходят под море (залив Чаунская губа). По долгу службы, мне дважды довелось спускаться в неё. Вечная мерзлота доходит до глубины метров 100, а дальше температура повышается и в самом низу очень даже тепло. Вот так я прожил в Певеке ( Валькумее) 4 месяца, пока не вернулся главный механик из отпуска. В начале октября за мной из Комсомольской геологоразведочной партии пришла грузовая машина ЗИЛ 130 ( как - бы вездеход). На складах я его щедро (я же и.о. механика!!!) загрузил дефицитными запчастями и материалами. И меня повезли к основному месту службы - в поселок Комсомольский. Это место, без преувеличения, историческое. Именно на этом месте нашли первое золото на Чукотке. Подробно об этом рассказал писатель Олег Куваев в своем романе «Территория». Он работал в Чаунской геологоразведочной экспедиции и знал всё не по наслышке.

Гористая тундра от края до края,
Хрустальные речки, туманы и росы
Когда-то искал здесь геолог Куваев
В просторах таинственных золота россыпи.

Он тут промерзал на чукотских плато,
Поднявшись сюда из предгорий,
Но время пришло и родился потом
Роман о его «ТЕРРИТОРИИ».

А с золотом вместе, что стало искриться
В ручьях, где колышутся горы,
Узнал он легенду о розовой птице
И встретить мечтал её в здешних просторах.

Тогда будет жизни высокой волна
Нести лишь удачи и радости
И жизнь, как искрящийся кубок вина,
Заблещет цветами радуги.

Я тоже по тундре ходил без дорог
По речкам её и хребтам,
Но розовой чайки я встретить не мог,
Искал её видно не там.

Та осень горела огнём янтаря,
Потом неожиданно бросила
Ревущий, бушующий снежный заряд
На всех, кто был в тундре той осенью.

Средь наших пустынных высоких широт,
Та птица осталась случайно,
Из гибельной тундры пробившись вперёд
К нам, вместе с легендой о чайке.

Она одолела тот снежный заряд,
Где гибель кружила так близко,
Горящая в северных сопках заря
Окрасила грудь её розовым бликом.

В высоких широтах снегов белизна,
Но чудной легенды поверье,
В заснеженной тундре явила она
Багрянцем горящие перья.

Судьба прикоснулась крылом свысока,
Как вихрь своего откровения
И вихрем звенящим прошла у виска
Полярной Чукотки мгновение.

Оно пронеслось, но судьбы берега
Надеждою будут светиться,
Что к ним спикирует сквозь снега
Горящая розовым птица.


[attachment=0:3secmb2x]Орел.png[/attachment:3secmb2x]

В то время (1982 год) добираться до Комсомольского можно было только через перевал Журавлиный, а это крюк километров 25 и очень крутые подъёмы и спуски. До поселка Южный от Певека дорога была насыпная, а дальше, до Комсомольского, так сказать, сезонная. То есть проехать можно, но не всегда и не всем.
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Анатолий Скляров

Водителем этого грузовика был мужчина цыганского типа: черные вьющиеся волосы, смуглый и какой-то диковатый на вид. Когда выехали за поселок Южный, перед перевалом, на сравнительно ровном участке дороги он вдруг, искоса поглядывая на меня, молча достаёт из под сидения внушительный молоток с длинной рукояткой. Я не то чтобы испугался, но всё-таки отодвинулся подальше. А он также молча подпирает этим молотком педаль газа (скорость была совсем небольшая) и вдруг открывает дверцу и выскакивает из кабины! Вот это номер! Я тоже было собрался выпрыгнуть, но спустя 2-3 секунды он снова появился в машине. На мой недоуменный вопрос он пояснил, что это перед перевалом он переключился на второй бак с топливом т.к. основного бака может не хватить, а на перевале некогда будет переключаться. Преодоление перевала, конечно, впечатляет. Длинные и короткие «тягуны» когда машина еле ползет, завывая от напряжения, крутые повороты и, необычные для меня, горные виды.

Вообще-то говоря горы на Чукотке это не Кавказ. Чукотские горы древние, подвержены тысячелетней эрозии, склоны не такие крутые и более сглаженные. Но - это горы. И они не менее опасны и не менее красивы. Впервые я видел, как машина въезжает в облако, а затем появляется уже над ним. Мы едем по склону, а облака плывут внизу в долине. Прямо как на картине, пышные красивых форм облака тихо плывут внизу или, зацепившись за склон горы, стоят на месте. И даже название перевала красивое - Журавлиный. Ну вот по этому поводу читайте:

Одна звезда над перевалом,
Горела лишь одна звезда.
Пустыни снежной покрывало
Мерцало искорками льда.

И свет иных миров далеких,
Высоким замыслом Творца,
Струился по вершинам сопок
К мирам без края и конца.

Жестокость ветра здесь заструги
Из снега- в камень спрессовала,
Когда чудовищные руки
Над перевалом простирала.

Вселенским вопреки законам,
Само пространство здесь распято,
Размазано по склонам сопок,
В распадки сброшено и смято.

В арктическую бурю страшный
Нас к небу всё ж приподнимал
Величественный и прекрасный,
Манящий к звёздам перевал.
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Александр Махнев

Земляки, подбодрите автора, пожалуйста. А то он уже в панике - ощущает себя не нужным миру. :-)
Александр Махнёв
Адрес детства: Черемхово, пер. Дзержинского, 11
1 "б" класс школы № 19 1969 г. - 10 "б" класс школы № 4 1979 г.

Галина Садчикова

Лично я читаю, мне интересно. Если он учился в 4 школе и заканчивал 10 класс в 1961 году, то наверно наверно учился в паралельном классе.
Адрес детства: ул. Челюскинцев, 41

Прощук Павел

Как это в панике??? Читаю прямо с утра, как только открываю интернет. Сразу воспоминания о Колыме аналогичные. Сплошная ностальгия... Природа на Севере чудесная, хотя она и везде чудесная, где человек не испохабил. С нетерпением жду продолжения. Слог у автора - можно по доброму позавидовать!!!

Исламов Борис

Добрый денёк! Я товарищем немного ранее познакомился и оказалось есть общие знакомые ,хотя и немного я моложе Анатолия.
адрес детства ул.Гоголя № 2

Александр Махнев

Анатолий по непонятной мне причине не может лично отправлять сюда свои сообщения, я тоже лишился возможности от его имени их вставлять. Публикую последнее его сообщение уже от своего имени:

"Приехали в Комсомольский в субботу поздно вечером. Этот «цыган» ( Климович Леонид из Белоруссии) подвёз меня к местной гостинице, там были уже предупреждены и приняли меня радушно, и без проволочек.

В воскресение погулял по посёлку. Комсомольский разделен речкой Каатырь (именно два «а») на две части: «тула» и сам поселок. «Тула» - это частные дома (будки) построенные, практически, в беспорядке, т.е. самострой и самые разнокалиберные. Соединяют обе части два пешеходных моста. Один, крохотный, в верхней части поселка (речушки), второй в средней части. Мост деревянный, полуразвалившийся, а рядом начали строить бетонный. Посёлок достаточно обжитой. Населения в то время достигало более пяти тысяч человек. Достаточно благоустроенный, по советским временам. Центральное отопление, водопровод в том числе и горячая вода, канализация. В наличии имеются; столовая, магазины продуктовый, овощной, промтоварный, книжный, столовая, библиотека, довольно большой клуб. Ну то есть не одна разведка (геологоразведочная партия), а поселкообразующее предприятие - Комсомольский горно-обогатительный комбинат. А уже при нём разведка, шлихообогатительная фабрика, две старательских артели (артель Чукотка, самая крупная золотодобывающая в СССР и в России., и артель Комсомольская), котельная, химчистка, ну и, конечно, баня.

Ни один уважающий себя северный поселок без бани не обойдется. А в бане главное - Парилка. Именно с большой буквы. На Севере очень ценится парилка. Это целый ритуал со своими фанатами, почти как в футболе. Попутно замечу, что в старательских артелях парилки - экстра. Сам парился и могу сравнить. Сначала  нужно подготовить  парилку. Её тщательно убирают и от мусора и от листьев, моют полки, стены и полы водой, потом окатывают горячей водой. В это время дверь держат открытой, для проветривания. После этого дверь закрывают и прогревают минут 15. В это время  в парную никого не допускают. И только после этого любители заходят париться, стараясь держать дверь открытой минимальное время. Поддают из ковшика пар с добавками по вкусу. В артели Комсомольская парилка обшита липовой «вагонкой» и на поверхности полок нет ни одного гвоздя. О гвоздь можно серьёзно обжечься, т.к. у фанатов температура в парилке может достигать 160 градусов (если верить градуснику) я мог выдержать не более 140".
Александр Махнёв
Адрес детства: Черемхово, пер. Дзержинского, 11
1 "б" класс школы № 19 1969 г. - 10 "б" класс школы № 4 1979 г.

DerLid

Я , общаясь с Анатолием , снова и снова убеждаюсь , как много нам дали в плане образования и воспитания наши учителя  С огромным удовольствием читаю его мемуары , его замечательные стихи
Жданова Алла

DerLid

Я, читая в личной переписке с Анатолием продолжение его мемуаров, узнала , что он почему-то не может поместить их на форуме Саша , может подскажете ему ?
Жданова Алла

Александр Махнев

Сие мне не понятно.
Я просил его указать на каком этапе проблема, отправить мне все символы, которые он вводит, чтобы разобраться, но он промолчал.
Александр Махнёв
Адрес детства: Черемхово, пер. Дзержинского, 11
1 "б" класс школы № 19 1969 г. - 10 "б" класс школы № 4 1979 г.

Анатолий Скляров

Когда в Черемхово в 1959-62 г.г. я занимался тяжелой атлетикой (на шахте Кирова), нас приучали грамотно париться, тренер Мараговский Дмитрий. Так что я был не новичок в парнОм деле. К большому сожалению, сейчас это стало бизнесом (как ругательское слово) и недоступно рядовому обывателю, в том числе и мне, по причине непомерной цены. А ведь парная, это не баня, это мощное средство оздоровления и поддержания здоровья на должном уровне.
   Вообще Чаунский район (столица Певек) весьма богат природными ископаемыми. Золото, олово, вольфрам, ртуть, уголь, на шельфе нефть и др.. Километрах в 10-15 от Певека есть (был) поселок Транспортный. Там находилось предприятие по ремонту тракторных двигателей. Мало кто знает, что на месте этого предприятия, в конце 40-х годов, находилась обогатительная фабрика урана. Уран очень тяжелый металл и его добывают как и золото, промывкой. Именно из этого урана была сделана первая атомная бомба в Советском Союзе. Добывали руду на руднике Северном заключенные, там и остатки зоны сохранились, километрах в 20 от Транспортного, а промывали на Транспортном. Позднее мне довелось побывать у этого рудника. Вход в шахту заварен наглухо. Как говорят, все оборудование осталось в шахте. На Транспортном остались «хвосты» после промывки урана. На них почти ничего не растет до сих пор.
   В понедельник я появился в конторе ГРП. Встретили доброжелательно, временно поселили в старенький балОк, т.е. жилье на полозьях, рядом с ремонтно-механической базой разведки. Выдали постельное: матрац, одеяло, подушку, простыни и т.д. «Хозяин» балка был в тундре и я был предоставлен самому себе. БалОк не имел постоянного хозяина и конечно же был в запущенном состоянии. Отопление - железная печурка с железной трубой. Это была середина октября и морозы уже были приличные. К вечеру начал дуть ветерок. Конечно, протопил печку (благо что этому учить меня не нужно). Ложился спать - было жарко, а утром мои волосы примерзли к подушке. Не очень сильно, но неприятно. В общем, пришлось мне заняться «текущим» ремонтом: заделывать самые большие дыры и щели. Правда, через неделю переселили меня уже на «постоянное» место жительства, в балок заводского изготовления. Двухкомнатный и крохотная кухонька. Двухкомнатный - это из расчета, что я в дальнейшем буду вызывать семью. Что приятно, меня даже не спрашивали буду ли я ее вызывать. Балок был объединен с таким же рядом поставленным общей крышей. Получился теплый коридор приличного размера. Отопление сделано заводом водяное, для чего в кухоньке стоял титан с крохотной топкой для дров. Чтобы  в балке было тепло, титан нужно постоянно топить. Явная недоработка завода - производителя. В общем, пришлось мне переделывать отопление на электрическое, что я благополучно и совершил. Так началась моя рационализаторская деятельность на Севере. Зима подходила к концу и я начал заочно готовить семью к переезду. В письмах. Жена, конечно, в панике, я даже для ее успокоения ударился в поэзию. Например:
                        А у нас на Севере снег, да снег
      Он до окон, до крыш, до солнышка,
      А у нас на Севере год - как век
      Если ты моё счастье - исполнишься.

      Я за этот год всю жизнь изношу
      Всё тепло золотое выстужу,
      Возле самой земли рвану парашют
      И секунды страха не выкажу...

      Ты не веришь а я тебя так люблю:
      Через ненависть и запреты,
      Через жизнь, если нужно переступлю
      Ничего не прося за это!   
Почти не помогало, тогда я заявил, что оставайся там а я буду жить на Севере. И сразу все получилось Через две недели я ехал за ней и дочкой в аэропорт.
Адрес детства: пер. Почтовый, 10

Вверх