Эти годы учебы в институте, были тяжелыми и для меня и для семьи. Материальное положение постоянно балансировало на грани. Не бедствовали, но и лишнего позволить себе не могли. После получения диплома, занимаемые мной должности не приносили ни удовлетворения ни особых денег.
В 1980 году, в большой мере случайно, с «дикой» бригадой поехали на заработки в Казахстан, Тургайский район, поселок Амангельды. Работа была самая примитивная - делали кирпичи для строительства домов в поселке. Вручную. Мне больше никогда в жизни не было так тяжко физически.
Чтобы оправдать эту авантюру, поездку, нужно было зарабатывать в день не менее 50 рублей. Один кирпич стоил 5 коп. Значит, в день нужно делать не менее 1000 кирпичей. Сюда входит замес, четырехкратное перемешивание, набивка формы из пяти гнезд, переноска на расстояние 10-25 метров и освобождение формы. Перевертывание сушащихся кирпичей и перевозка их на тачке в штабель на 50-60 метров. Итого шестикратное перемещение веса 1000 кирпичей. Один кирпич весит, в среднем, 3,5 кг. Значит, за день нужно переместить не менее 20 тонн сырья и кирпича. Работать приходилось по 12-14 часов. 20 дней - изготовление кирпича, 3 дня - строительство печи обжига и обжиг. 3 дня отдых и стирка белья и цикл повторяется.
Примечательна жизнь казахов в своей среде обитания. Это мои впечатления 80-го года. Я не был в русских глухих деревнях. Этот казахский аул, очень крупный, быт его жителей, произвел на меня впечатление своей необычностью. Был в некоторых домах, и глинобитных и кирпичных. Полы (и земляные и деревянные) покрыты коврами в 2-4 слоя. Нижний слой войлочный, а сверху тканые ковры, шерстяные, разного качества изготовления. У зажиточных получше, у простых похуже. По дому ходят без обуви, в обязательном порядке. В старых домах мебели, в нашем понимании, нет. Верхнюю одежду, например, забрасывают на деревянные жерди, подвешенные вдоль стен. Имеются сундуки, видимо для белья. Стульев минимум. Все размещаются на полу, там же ковры кругом, начиная от входа, и куча подушек. На них сидят, подкладывают под локти и за спину. Обеденного стола нет, есть Достархан. Это ковер, покрытый скатертью. Достархан для казаха - это символ гостеприимства. Перевод этого слова не определен в русском языке. Сами казахи переводят его как бесконечный. Гости садятся вокруг Достархана и хозяин угощает всех, согласно старшинству и важности гостя, а хозяйка разносит эти угощения. Особо почетных гостей угощают вареной (целой) головой барана, Хозяин разделывает ножом голову на части, чтобы всем досталось, а глаза барана достаются самому важному гостю. Обед заканчивается чаепитием. Это торжественная и неторопливая церемония. Напоминает японскую. Казахи пьют хорошие сорта чая, понимают толк в этом.
Чай у казахов очень вкусный, могу подтвердить. Пьют его долго и помногу. Иногда с молоком, или без молока - по желанию. Пиала без ручек и наливают чай в нее понемногу. Хозяйка потом периодически доливает заварку и кипяток, чтобы чай был постоянно горячим.
К чаю обязательно подают сладости и выпечку, типа баурсаки. Это печеные кусочки теста, величиной с маленький пельмень. Чтобы отказаться от дальнейшего чаепития . нужно перевернуть пиалу.
Самый ходовой товар для обмена или взятки у казахов, это пачка чая «со слоником», т.е. индийский. В ауле все рабочие места, связанные с техникой, занимают только русские. Казахи к технике не приспособлены. То есть, электрики, токари, слесари, механики и ремонт с обслуживанием разных механизмов - это русские.
Об уровне образования казахов приведу пример. После обжига, кирпич приезжает принимать комиссия. Его не считают штуками, а замеряют штабель рулеткой. Длина штабеля, к примеру, я диктую мастеру по строительству (с дипломом!), четыре метра и пять сантиметров. И он добросовестно пишет: 4,5 метра. Чтобы не обидеть (и это не шутка!), я его не поправляю, и в дальнейшем штабеля мы делали именно с такими допусками.
Это был совхоз скотоводческий (бараны, кони, верблюды. Коровы только в частных хозяйствах). Однажды к нам, на рабочий участок, находящийся за пределами аула, забрел пасущийся верблюд. Какой он был огромный! Голова и горбы на высоте в полтора человеческих роста, ножищи как телеграфные столбы в полтора обхвата. Ступни (копыта?) площадью с хороший табурет. Надменное «выражение лица». Такое страшилище невзначай затопчет и не заметит!
Еще забавный момент. Спрашивают у меня группа казахов, с неподдельным интересом, правда ли, что где-то у нас (в Европе), живет русский народ, называющий себя казахами. Я с трудом догадался, и поправил их: не казахи, а казаки. Тонкостей они не уловили и были откровенно поражены. А когда узнали, что моя жена казачка, немедленно налили мне стакан водки, с просьбой выпить с ними за это!
Наша бригада делала кирпич, а бригада чеченцев строила двухквартирные дома из этого кирпича. Амангельды был местом ссылки поволжских немцев и чеченцев. К 1980 году они, практически все, разъехались на прежние места обитания. Чеченская бригада строителей, довольно многочисленная, была из бывших переселенцев, и также приезжала на заработки. Мы, русские, были с ними в дружеских отношениях, а вот казахи боялись их до дрожи в коленях…
За немцев отдельный разговор. Они, в изгнании, построились отдельной улицей с аккуратными и красивыми домами. Это они первые начали делать кирпичи и строить из них дома. Улицу выложили булыжниками, наделали в ауле колодцев. Около домов красивые палисадники, а за аулом, около озера, большие сады и огороды. Питьевая вода, в Тургайских степях, дефицит. Немцы сделали неоценимо доброе дело, сделав колодцы. И казахи это «оценили». К нашему приезду все(!) колодцы забросали дохлыми баранами, сады вырубили на дрова, огородами никто и не планировал заниматься… Питьевую воду возили машинами за 15 км. Вода с мелкими червячками, такими кормят рыбок в аквариуме. Наша бригада пила эту же воду.
Году, приблизительно, в 1978, в Луганске, на партсобрании, принимали в кандидаты то ли литовца, то ли латыша, я их не могу различить. И один пенсионер-партиец вдруг выступил категорически против. Меня это удивило очень. На партсобраниях ведь всегда была тишь, благодать, единомыслие и скука. Вот этот ветеран заявил, что прибалты прямые враги Советской власти и русских. Работая на Чукотке, я был знаком, по работе, с эстонцем. Не плохой человек с чудовищным акцентом. Национальная идея прибалтов, по его словам, это большой дом в лесу и большая ферма. Это он и осуществлял, зарабатывая деньги на Севере.
О Казахстане. В сентябре, уже закончив работы, нашу бригаду попросили помочь подготовить свадьбу. Это , без преувеличения, грандиозное событие. Мне кажется, весь аул в этом участвовал. Натянули огромный шатер для гостей. Рядом два огромных котла, ведра по два, непрерывно варили плов и баранину. Никогда я не ел такой необыкновенно вкусный плов! Казахи едят его руками. Они так ловко скатывают рисовые шарики, что не просыпается ни крошки! Новобрачным подарили 25 ковров и кучу подушек. В общем, за три месяца каторжной работы я получил 3,5 тысячи рублей и заплатил 550 р. партвзносов.