Последние сообщения

Страницы 1 ... 8 9 10
91
Цитата: Анатолий Скляров от 05 Апрель 2017, 14:40:53
В общем, за три месяца каторжной работы я получил 3,5 тысячи рублей и заплатил 550 р. партвзносов.

Что-то не сходится. Партийные взносы составляли 3% от зарплаты, насколько я помню.
92
. Году, приблизительно, в 1978, в Луганске, на партсобрании, принимали в кандидаты то ли литовца, то ли латыша, я их не могу различить.  И один пенсионер-партиец вдруг выступил категорически против. Меня это удивило очень. На партсобраниях ведь всегда была тишь, благодать, единомыслие и скука. Вот этот ветеран заявил, что прибалты прямые враги Советской власти и русских. Работая на Чукотке, я был знаком, по работе, с эстонцем. Не плохой человек с чудовищным акцентом. Национальная идея прибалтов, по его словам, это большой дом  в лесу и большая ферма. Это он и осуществлял, зарабатывая деньги на Севере.
О Казахстане. В сентябре, уже закончив работы, нашу бригаду попросили помочь подготовить свадьбу. Это , без преувеличения,  грандиозное событие. Мне кажется, весь аул в этом участвовал. Натянули огромный шатер для гостей. Рядом два огромных котла, ведра по два, непрерывно варили плов и баранину. Никогда я не ел такой необыкновенно вкусный плов! Казахи едят его руками. Они так ловко скатывают рисовые шарики, что не просыпается ни крошки! Новобрачным подарили 25 ковров и кучу подушек. В общем, за три месяца каторжной работы я получил 3,5 тысячи рублей и заплатил 550 р. партвзносов.
93
Чай у казахов очень вкусный, могу подтвердить. Пьют его долго и помногу. Иногда с молоком, или без молока - по желанию. Пиала без ручек и наливают чай в нее понемногу. Хозяйка потом периодически доливает заварку и кипяток, чтобы чай был постоянно горячим. К чаю обязательно подают сладости и выпечку, типа баурсаки. Это печеные кусочки теста, величиной с маленький пельмень. Чтобы отказаться от дальнейшего чаепития . нужно перевернуть пиалу. Самый ходовой товар для обмена или взятки у казахов, это пачка чая «со слоником», т.е. индийский. В ауле все рабочие места, связанные с техникой, занимают только русские. Казахи к технике не приспособлены. То есть, электрики, токари, слесари, механики и ремонт с обслуживанием разных механизмов - это русские. Об уровне образования казахов приведу пример. После обжига, кирпич приезжает принимать комиссия. Его не считают штуками, а замеряют штабель  рулеткой. Длина штабеля, к примеру, я диктую мастеру по строительству (с дипломом!), четыре метра и пять сантиметров. И он добросовестно пишет: 4,5 метра. Чтобы не обидеть (и это не шутка!), я его не поправляю, и в дальнейшем штабеля мы делали именно с такими допусками. Это был совхоз скотоводческий (бараны, кони, верблюды. Коровы только в частных хозяйствах). Однажды к нам, на рабочий участок, находящийся за пределами аула, забрел пасущийся верблюд. Какой он был огромный! Голова  и горбы на высоте в полтора человеческих роста, ножищи как телеграфные столбы в полтора обхвата. Ступни (копыта?) площадью с хороший табурет. Надменное «выражение лица». Такое страшилище невзначай затопчет и не заметит! Еще забавный момент. Спрашивают у меня группа казахов, с неподдельным интересом, правда ли, что где-то у нас (в Европе), живет русский народ, называющий себя казахами. Я с трудом догадался, и поправил их: не казахи, а казаки. Тонкостей они не уловили и были откровенно поражены. А когда узнали, что моя жена казачка, немедленно налили мне стакан водки, с просьбой выпить с ними за это! Наша бригада делала кирпич, а бригада чеченцев строила двухквартирные дома из этого кирпича. Амангельды был местом ссылки поволжских немцев и чеченцев. К 1980 году они, практически все, разъехались на прежние места обитания. Чеченская бригада строителей, довольно многочисленная, была из бывших переселенцев, и также приезжала на заработки. Мы, русские, были с ними в дружеских отношениях, а вот казахи боялись их до дрожи в коленях... За немцев отдельный разговор. Они, в изгнании, построились отдельной улицей с аккуратными и красивыми домами. Это они первые начали делать кирпичи и строить из них дома. Улицу выложили булыжниками, наделали в ауле колодцев. Около домов красивые палисадники, а за аулом, около озера, большие сады и огороды. Питьевая вода, в Тургайских степях, дефицит. Немцы сделали неоценимо доброе дело, сделав колодцы. И казахи это «оценили». К нашему приезду все(!) колодцы забросали дохлыми баранами, сады вырубили на дрова, огородами никто и не планировал заниматься... Питьевую воду возили машинами за 15 км. Вода с мелкими червячками, такими кормят рыбок в аквариуме. Наша бригада пила эту же воду.
94
Эти годы учебы в институте, были тяжелыми и для меня и для семьи. Материальное положение постоянно балансировало на грани. Не бедствовали, но и лишнего позволить себе не могли. После получения диплома, занимаемые мной должности не приносили ни удовлетворения ни особых денег. В 1980 году, в большой мере случайно, с «дикой» бригадой поехали на заработки в Казахстан, Тургайский район,  поселок Амангельды. Работа была самая примитивная - делали кирпичи для строительства домов в поселке. Вручную. Мне больше никогда в жизни не было так тяжко физически. Чтобы оправдать эту авантюру, поездку, нужно было зарабатывать в день не менее 50 рублей. Один кирпич стоил 5 коп. Значит, в день нужно делать не менее 1000 кирпичей. Сюда входит замес, четырехкратное перемешивание, набивка формы из пяти гнезд, переноска на расстояние 10-25 метров и освобождение формы. Перевертывание сушащихся кирпичей и перевозка их на тачке в штабель на 50-60 метров. Итого шестикратное перемещение веса 1000 кирпичей. Один кирпич весит, в среднем, 3,5 кг. Значит, за день нужно переместить не менее 20 тонн сырья и кирпича. Работать приходилось по12-14 часов. 20 дней - изготовление кирпича, 3 дня - строительство печи обжига и обжиг. 3 дня отдых и стирка белья и цикл повторяется. Примечательна жизнь казахов  в своей среде обитания. Это мои впечатления 80-го года. Я не был в русских глухих деревнях. Этот казахский аул, очень крупный, быт его жителей, произвел на меня впечатление своей необычностью. Был в некоторых домах, и глинобитных и кирпичных. Полы (и земляные и деревянные) покрыты коврами в 2-4 слоя. Нижний слой войлочный, а сверху тканые ковры, шерстяные, разного качества изготовления. У зажиточных получше, у простых похуже. По дому ходят без обуви, в обязательном порядке. В старых домах мебели, в нашем понимании, нет. Верхнюю одежду, например, забрасывают на деревянные жерди, подвешенные  вдоль стен. Имеются сундуки, видимо для белья. Стульев минимум. Все размещаются на полу, там же ковры кругом, начиная от входа, и куча подушек. На них сидят, подкладывают под локти и за спину. Обеденного стола нет, есть Достархан. Это ковер, покрытый скатертью. Достархан для казаха - это символ гостеприимства. Перевод  этого слова не определен в русском языке. Сами казахи переводят его как бесконечный. Гости садятся вокруг Достархана и хозяин угощает всех, согласно старшинству и важности гостя, а хозяйка разносит эти угощения. Особо почетных гостей угощают вареной (целой) головой барана, Хозяин разделывает ножом голову на части, чтобы всем досталось, а глаза барана достаются самому важному гостю. Обед заканчивается чаепитием. Это торжественная и неторопливая церемония. Напоминает японскую. Казахи пьют хорошие сорта чая, понимают толк в этом.
95
Цитата: Анатолий Скляров от 21 Март 2017, 02:56:59
...Еще немного о быте того времени. Года до 1953 вода на Шадринке выдавалась по «биркам» т.е. в ограниченном количестве на человека. Водокачка с нашего края поселка была одна, поэтому там всегда были длиннейшие очереди. А находилась водокачка на расстоянии 1-1.5 км. Обязанность детей, конечно, ходить за водой.


В 30-х годах во времена руководства Калинина-Молотова-Ежова на шадринской водокачке работал Степан Вахрушев. За свою жизнь он имел 7 жён и четвёртая из них была сродной сестрой моей бабушки, поэтому она поддерживала с ним отношения до самой его смерти.

И кто-то на него черкнул донос и он поехал в 1937-м на Колыму, где оттарабанил 10 лет. Видимо кому-то не налил водички-то...
96
Наша семья не голодала, но мне приходилось наблюдать, как на помойках, между бараками, люди собирали картофельные очистки и что-то съедобное. Это был 1947-48 годы. Мой отец был в прямом смысле кормилец семьи. Мать никогда не работала на производстве, но по дому работы хватало и ей и нам, детям. Корова, поросенок ,теленок, куры, утки, огороды возле дома и за городом, сенокосы и т.д.. Все требовало ухода. В 1947 году, весной, мы получили, по переулку Почтовому, хороший дом от шахты и большой приусадебный участок к нему. Он стоял на самом краю поселка, совсем недалеко от шахты, где работал отец. Рядом с домом протекал ручей. Это насосная станция откачивала воду из подземных выработок. У этого ручейка мылись и обедали пленные японцы. Они работали на подъездных путях шахты 8-бис. В мою обязанность входило охранять огород. Японцы всегда были голодны и окружающим огородам от них изрядно доставалось. Здесь я впервые увидел, как они варят суп из листьев и семян лебеды. Эти вареные семена напоминают гречку. Иногда мать разрешала мне поделиться с ними вареной или сырой картошкой, а иногда и хлебом. До сих пор помню, как при разгрузке шахтных вагонеток с ж.д. платформы кто-то из японцев подавал громкие команды: «Сэй-но юзэ!!!» и одного японца насмерть придавило вагонеткой. Впрочем, японцев вскоре амнистировали.  А осенью на эти ж.д. пути, прямо напротив нашего дома, привезли четыре теплушки  с бандеровцами. Подъезжали грузовые машины, забирали вещи и людей и развозили по баракам. Стоял громкий женский визг, крик и плач. Многие из них были в лаптях. Лапти я увидел впервые. С детьми бандеровцев мы вместе учились в школе, нормальные ребятишки. А вот взрослые запомнились неприятными и злобными. Хотя, возможно, и ошибаюсь. Мне так показалось. Кстати, вот воспоминания моей родственницы о бандеровцах: «Прочитала. Интересно всё. Но, я сразу выделила кусок о бандеровцах. Вы столкнулись с ними в те далекие года, а я в середине 70х (!), а злоба та же. Как раз они стали возвращаться домой с "северов", из Казахстана. Все начальники отделов кадров были проинструктированы, как их выявлять и как себя вести. Бывало, в спину слышала "советка". Так сошлось, что мы с мужем в то время были коллегами - он кадровик у атомщиков, а я у строителей. Хотя, хороших людей все равно было больше. Им не позавидуешь в те, лихие времена. Когда в Польше поднялась "Солидарность", были местные, кто воспрял. Вот мы и решили перебраться домой, в Россию.»
Интересная деталь. С татарами, насколько помню, особых конфликтов не было, а с бандеровцами (ведь славяне!) - неприязненные отношения. Еще немного о быте того времени. Года до 1953 вода на Шадринке выдавалась по «биркам» т.е. в ограниченном количестве на человека. Водокачка с нашего края поселка была одна, поэтому там всегда были длиннейшие очереди. А находилась водокачка на расстоянии 1-1.5 км. Обязанность детей, конечно, ходить за водой. С расстояния нынешнего времени ни о какой гигиене говорить не приходится, но тогда это воспринималось нормально. Мылись в бане один раз в неделю. Баня также была одна на 30 тысяч населения поселка. И страшенные очереди в нее. Правда, нашей семье было проще, так как мы имели возможность, изредка, мыться в душе котельной шахты (отец-то был главным механиком). Отец начинал работу на шахте в 1934 году в качестве спецпереселенца, отмечаясь ежедневно у участкового милиционера, а ушел на пенсию главным механиком шахты. При этом образование его 3 класса церковно-приходской школы. Отец остался для меня примером в жизни. Для него всегда на первом месте было благополучие семьи. Умная голова и золотые руки.
97
Уважаемая Ирина Степановна, жива ли наша школа ещё?
А то с 2014 года никаких вестей тут что-то нет.
98
Цитата: Анатолий Скляров от 20 Март 2017, 14:18:56
...Вот четверо таких «пленных» работали с Кондрашовым в бригаде, и все ими сделанное приписывали Георгию. Вот его «геройский» труд. Я думаю все липовые герои Черемхово того времени такие же. Я это знаю, потому, что общался с этими людьми в 60-х годах, во вполне сознательном возрасте.

Дедчим мой героем не был. Крепильщиком работал на шахте № 5-бис.
Как-то зашёл у нас разговор про Стаханова и его 102 тонны угля за смену.
Дедчим тогда сказал, что Стаханов скорее всего только рубил уголь не отвлекаясь, а другие работы - уборку, погрузку угля; крепление забоя и т.п. выполняли другие люди. Иначе бы он не смог физически это выполнить. И формально он уголь нарубил.
Ну а раз местное начальство тоже скорее всего желало быть знаменитыми, то и оно могло создавать такие же условия для своих передовиков.
Очковтирательство - обычное явление в нашем обществе.
99
Несколько слов хочется сказать о рабочих шахты того времени. Думаю, это относится и к остальным шахтам Черемхово. В соседнем доме, рядом с нами, по пер. Почтовому, жил Кондрашов Георгий с семьей. Отчества не помню. Обыкновенный мужик без образования. Ничего плохого ни о нем, ни о его семье сказать нельзя. И как соседи хорошие.  Это депутат Верховного совета СССР, Кавалер ордена Ленина и ряда медалей того времени. Был в Москве, на 19 съезде ВКПб 1953 года. Видел Сталина. Был ли он героем соц. труда, не могу сказать. Было ему почет и уважение. На демонстрациях он всегда шел во главе колонны шахты 8 в длинном кожаном пальто (или плаще?) со знаменем в руках. НО...На шахте работали так называемые «военнопленные». Это наши выжившие пленные солдаты, освобожденные из немецких концлагерей. Вспоминаю рассказ такого «военнопленного». Концлагерь, где он находился, освободили американцы. По окончании войны  всех, пожелавших вернуться на Родину, одели во все новое, вручили богатые подарки и пайки, и пароходами из Италии отправили в Одессу. В Одессе их встретил конвой, все отобрали, переодели в старье и прямо с пароходов, тюремными эшелонами, отправили в Сибирь. Вот четверо таких «пленных» работали с Кондрашовым в бригаде, и все ими сделанное приписывали Георгию. Вот его «геройский» труд. Я думаю все липовые герои Черемхово того времени такие же. Я это знаю, потому, что общался с этими людьми в 60-х годах, во вполне сознательном возрасте.
100
Году, наверное, в 1943 переехали жить в так называемый «стахановский» барак. Это уже было гораздо приличнее. Построен буквой П, из бревен (не засыпной), на 12 квартир, без коридора. У каждой квартиры свое крыльцо. Квартиры двух комнатные + махонькая прихожая +небольшая кухня. Только боковые стены смежные с соседями.
Жили с 1943 по 1947 год. Этот барак имел общий двор с таким же бараком с улицы Льва Толстого. Его называли "татарским", там жили , в основном, крымские татары. Это были такие же репрессированные, как и русские. Несмотря на сверх юный возраст, помню многих из нашего барака и даже продолжал дружить с многими и в более зрелом возрасте. Это Закировы, татары, у нас было общее крыльцо. Рауль Закиров был и остался моим лучшим другом. Мы с ним никогда не учились вместе. Учились даже в разных школах (я в 4й- он в 21й, если не ошибаюсь) Жили, после переселения , далеко друг от друга, Но дружба продолжалась, и очень тесная. Я в их семью приходил, как в родной дом. Наши родители также были в дружеских отношениях. У него была трагическая судьба. В 10 классе он дружил с девочкой, Анечка ее звали. Но ее родители запретили встречаться, потому, что он татарин. Надо сказать, он был красивый парень. Анечка бросилась под поезд... Хоронила ее вся школа. Рауль погиб в 1962 году на Саянах, около курорта Аршан. Сорвался в пропасть. Я не смог быть на похоронах, учился в это время в Казани. По приезде домой, конечно, навестил тетю Галю, маму Рауля. Поплакали вместе и вдруг тетя Галя говорит: «Это Анечка его позвала к себе» Барак был построен буквой "П", с двумя боковыми пристройками и получился очень уютный, почти закрытый ,двор. В левой пристройке жила семья Костроминых. Саша Костромин был на год старше меня, но приятельские отношения поддерживали очень долго. После школы он учился в Иркутске в ГВФ. Сейчас поживает в подмосковье, То ли в Рамеском , то ли в Жуковском. В противоположном крыле жили Таракановские. С Толиком Таракановским так же долго поддерживали дружеские отношения. Во дворе дома (барака) стояла летняя печь общего пользования. В то, военное и послевоенное, голодное, время было много нищих, их, тогда, побирушками называли. Они часто собирались около этой печи, резали сырую картошку пластиками и пекли прямо на плите. Нас, ребятишек, тоже угощали. Было очень вкусно! До сих пор помню ее вкус... Я не хочу сказать, что был голоден. Наша семья , на моей памяти, никогда не голодала. А многие семьи голодали. Очень ярко помню день Победы. Отец шел по переулку во двор со стороны Льва Толстого и нес подмышкой две булки ослепительно белого хлеба. Хлеб тогда, обычно, был "ослепительно" черным, поэтому, видимо, и запомнилось...
Страницы 1 ... 8 9 10