Школьные впечатления

Автор Виктор К, 08 Июль 2011, 18:10:13

« предыдущая тема - следующая тема »
Вниз

Виктор К

Мои впечатления от школьных 70-х годов.
Прежде чем начать рассказ о своих школьных годах, хочу сразу оговориться, и если хотите, извиниться за то, что у меня сложились негативные впечатления от процесса получения знаний с 1970 по 1980 год, и мягко говоря, нетрадиционное мнение о том периоде. Хоть я и старался не упоминать в своем рассказе ни фамилии педагогов, ни номера школ, чтобы не обидеть людей, любящих школу, тем не менее, я убедительно прошу тех, кому повезло и у кого хорошие воспоминания о школе, не читать дальше. Я не хочу с ними спорить. Не хочу, да и не могу оценивать педагогические способности учителей. Я говорю только о своих ощущениях. Может мне не повезло. Может в этом моя вина. Не знаю, но, несмотря на то, что прошло больше 30 лет, в душе осталась обида и, не побоюсь этого слова, травма от того школьного периода в моей жизни.

Я плохо помню детский садик, но то, что почти все мы, детсадовцы, стремились пойти в школу и стать взрослыми, умными и образованными, чтобы с нами считались взрослые, я помню хорошо. Помню, как нас провожали воспитательницы и нянечки, и мы обещали им учиться хорошо и не забывать о них. В 1970 году меня, нарядного, с цветами мама отвела в школу. Это была двухэтажная школа, в которой училась моя сестра. Мои родители и их знакомые говорили, что в этой школе был сильный преподавательский состав. Мой «первый учитель» больше напоминала мне соседку, бабушку. Очень добрая и умная. До сих пор вспоминания о ней вызывают у меня теплые, родственные чувства. Уже став взрослым я понял, что, будучи женой директора школы, она имела свободу в своей деятельности, в том числе и в отношении к нам. Она была нам очень родным человеком. «Первый учитель» сменился другим «первым учителем», а потом и другими учителями, и произошло это раньше, чем я закончил начальный класс. Меня начали приучать к мысли, что учеба - это тяжелый, нудный труд. Разве мог я в возрасте 8 - 9 лет знать, что это ложь. Только в институте я понял, что ничего подобного в учебе нет, что учеба это великолепный, познавательный момент в жизни каждого человека. Когда ты можешь, не боясь выглядеть глупым, спрашивать все, что тебя интересует. Но ведь в институте не было учителей, там были преподаватели, которые и преподавали то, что сами знали и если уж они не любили свои предмет, так хоть не были равнодушны к нему. Они приглашали нас, вместе с ними, раскрывать новое и интересное. Там было сотрудничество. Потому пять лет учебы в институте пролетели как сон, как одно мгновение. Я с удовольствием вспоминаю студенческие годы. Я даже приводил своих детей в здание института. А в школе дни, недели и годы тянулись мучительно и долго. Иногда учиться было легче, если предметы, которые мне преподавали, нравились. Это - История, Физика, Математика, Рисование, Черчение. А иногда обучение превращалось в каторгу, когда предметы были не просто не любимыми, но вызывали отвращение (английский, русский). Даже тяга к зарубежным исполнителям не привлекла меня к английскому, а уж русский язык я и сейчас плохо знаю.

Я знал ребят, которые теряли желание учиться уже на втором или третьем году обучения в школе. Среди них были умные и способные ребята. Я тоже разочаровался в школе уже в третьем классе. Именно с этого класса началась зубрежка, без разъяснения, без осмысливания, мне казалось, что я учу китайскую грамоту. Я стал сильно отставать. Содержание того, что я учил, доходило до меня с трудом. Учителя не стремились мне объяснять материал, да и спрашивать у них не было никакого желания. Только благодаря моим родным (маме и сестре) которые занимались со мной, помогали и объясняли мне домашние задания, я не бросил учебу и не увлекся дворовой жизнью. Там во дворе процесс получения знаний был другой, там все было понятно и просто. К тому же я ходил на занятия по игре на баяне, где мне очень повезло с учителем, который научил меня, человека без музыкального слуха, самостоятельному поиску знаний и умений. Сестра привила любовь к книгам, да и библиотека была рядом с моим домом, где работали замечательные (неслучайные) женщины, которые могли не только порекомендовать хорошую книжку, но и поинтересоваться прочитанным.

В 1974 году меня перевели в соседнюю 4-х этажную школу. В новую школу с новыми преподавателями, с большим количеством параллельных классов. Я еще острее почувствовал свою ненужность. Я потерялся в ней окончательно. Новую школу я воспринимал как огромный поезд, где было много посторонних, случайных людей. Особенно неудачно была размещена раздевалка в подвальном помещении, она была оставлена на откуп темных личностей, находящихся в поисках карманных денег в одежде учеников, которых можно было увидеть только там. Поэтому очень часто в раздевалке не горел свет, и забирать одежду приходилось наугад или на ощупь. Успеваемость моя рухнула окончательно, я стал делать уроки неаккуратно. Перестал учить стихи и различные правила. Но так как я вел себя тихо, то учителя не больно жаловались на меня и мои неуспехи не тревожили никого кроме моих родных. Но это все цветочки, а вот ягодки начались тогда, когда начался у меня переходный возраст (1976, 1978), это 6 и 8 классы. Я понимаю, что был в некоторых вопросах невыносим, но я никогда не нагнетал ситуацию. Я просто упирался, как баран и стоял на своем. Если кто-то разбивал стекло, то почему-то рядом всегда оказывался невиновный. Этот неудачник и принимал весь комплекс наказаний. Да так, наверное, проще, ведь ясно, что найти виновного сложно, а этот тут и никуда не бежал, все видел, а говорить не хочет, да и защищать себя не хочет. Гордый. Ну, так получай, гордый. Если в классе бросаются тряпками, бумажками или плюются, то всем ясно, что виновный именно тот, в кого бросались. Он больше всех, выражая свое недовольстве, производит шум в классе. Виновники сидят смирно, да разве с них спросишь, им ведь как любят говорить учителя «хоть кол на голове теши». После этого, сами понимаете, говорить о взаимопонимании с учителями, наверное, не стоит. Если и произошла драка в школе или около нее, то, оказавшись в кабинете у директора, нет никакого желания давать объяснения свои поступкам.

Успеваемость, благодаря моим родным, значительно улучшилась, а вот поведение наоборот. Чтобы обрисовать и понять те школьные конфликты, я дополню свое повествование маленькими рассказами: «Бражка» и «Дежурство по классу». И вот тяжелый, и порой не всегда понятный для меня труд - получение знаний был усложнен еще моими комплексами. В современной школе эти моменты пытаются регулировать школьные психологи. Я не знаю, кто в мои школьные годы должен был (и должен ли был вообще) решать эти проблемы в воспитании детей. Может я и не прав, но по опыту многочисленных поездок в пионерские лагеря, а я бывал в них каждый год, начиная с первого класса и кончая седьмым классом, иногда даже по два сезона за раз, мне казалось, что эти проблемы должны были решать пионервожатые, но вот работы школьных пионервожатых (если она вообще была) я совсем не помню. Мне казалось, что вместо общения с нами и решения наших проблем, они решали какие-то свои установки и выполняли особые поручения директора школы и завуча. Учеба все больше была для меня невыносима. Мне казалось, что учителя пытаются добиться чего-то своего и делают это любыми путями. Порой казалось, что я прохожу какое-то испытание и постоянно преодолеваю трудности. Описывая те годы, я с трудом могу вспомнить светлые моменты моей школьной жизни. Мне не удавалось себя вести хорошо ни на уроках, ни на переменах. Очень часто на меня жаловались преподаватели. «Витя кидался тряпками», «Витя разбил стекло», «Витя плевался в товарищей», «Товарищи родители! Ваш сын дерется с девочками. Не носит учебники в школу. Прошу прийти в школу», «Плохо ведет себя на переменах», «Безобразно вел себя на уроках» - после подобных записей в дневнике о моем плохом поведении и постоянной ругани на родительских собраниях мой отец отказался ходить на родительские собрания. Я стал пропускать много занятий. Процесс обучения превращался в какую-то гонку. В моем сознании формировалось ощущения отстающего. Кругом говорили, что если ты плохо учишься, то ты отстаешь и можешь не догнать, что будешь плестись в конце (в обозе), ну и самое страшное, что уже никогда не догонишь, а потому и стараться не нужно. Я это и сам слышал, и мои одноклассники очень часто об этом говорили.

И что еще очень интересное, учителя делали все от них зависящее, что бы в школе дети не дружили друг с другом. Не знаю, почему и зачем они это делали, может, какие-то идеологические вещи были включены в установки тех времен для учителей. А может учителя просто искали крайних. Почти всегда в плохой учебе или плохом поведении были виновны не они, а дружба с тем-то или с тем-то. Вызывались родители, и им сообщалось, что ваш ребенок потому плохо учится или ведет себя, что он водит дружбу с самым плохим ребенком в классе. Родителям того, самого плохого ученика, сообщалась аналогичная информация, только самым плохим в классе становился уже другой ученик. Поэтому родители должны постараться и устранить дальнейшее общение их ребенка с плохим учеником. С кем бы я ни дружил, моим родителям настоятельно рекомендовали ограничить мои общения с ним.

Наверное, в жизни каждого подростка приходит период, когда появляется вакуум от того, что ты не хочешь учиться или не смог заняться каким-нибудь достойным увлечением. Кости, домино, карты, городки, игровые приставки, игровые автоматы, компьютерные игры. Это все позволяло, да и позволяет сейчас эффективно убить свободное время. Но самое плохое в том, что после этих игр чувствуешь себя обманутым и опустошенным. Единственное оправдание у некоторых игроков, это получение финансовой прибыли и уважения окружающих, таких же подростков. В мои школьные годы больше всего были популярны игры на деньги. Одна из них называлась «Клоп». Суть игры сводилась к тому, что противник, когда подходила его очередь, должен был краешком своей монеты давить (давить клопа) на монету противника такое количество, раз какое был достоинство той монеты. Выигрышным ходом считалось переворачивание монеты противника на другую сторону. Если хоть один раз монета не переворачивалась, то ход переходил к противнику и уже он должен был переворачивать монету такое количество раз, какое достоинство монеты было у противника и еще столько сколько раз противник смог перевернуть твою монету. Процесс был длительный и позволял занять не только один урок, но и весь школьный день. Я тоже пробовал играть, но вскоре понял, что лучше тратить карманные деньги на кино и мороженое. Не нужно было иметь много ума, что бы понять, почему выигрывают конкретные люди, и почему им везет. Почти во всех играх были хитрости и обманы, которые и позволяли им спорить с фортуной.
Я вспомнил про эти увлечения только с одной целью - почему учителя позволяли существовать этим играм в стенах школы, неужели они не видели их опасности? Может они были просто бессильны что-нибудь изменить, или их устраивала такая ситуация. А может это было проявление того самого равнодушия, в котором они часто упрекали нас самих. Почему вообще за все десять лет в школе я не видел ни одного отчисленного оболтуса из тех, которые вызывающе отказывались учиться и ходили в школу только для того, чтобы вытрясти деньги и предъявить свои права на данную территорию. Эти горе ученики не уважали не только учителей, но и своих родителей. Для них авторитетами были уголовники, которых было достаточно в нашем городе. Я помню этих личностей, которые пытались учить жизни воровской, бандитской. Многие прямо в рот смотрели этим «джентльменам удачи», они и приносили в стены школы уголовную романтику, раздел территорий, клички, брезгливое отношение как к работе, так и к учебе. Я вспоминаю об этом с болью, так как сам по этим причинам потерял своего друга, который жил на моей улице. Я только оканчивал школу, а он уже прошел «хорошую школу» грабежей огородов, кладовок и квартир. Вот этот педагогический компромисс доводил ситуацию до того, что некоторые ученики попадали на скамью подсудимых прямо с учебной парты. А вот для остальных ребят, которые вынуждены были находиться с этими горе-учениками в одном классе или за одной партой, это была сродни проверке, закаливанию или подготовке к лагерным трудностям.

Почему мой отец, который в свое время по воле судьбы отсидел, не готовил меня к тюремной жизни и всячески оберегал меня, а вот школа помогла мне в данном вопросе? Неужели учителя не понимали, что их авторитет, который имел немалое значение для подростков, рушится, когда один из таких горе учеников мешал вести урок. Прямо на уроке дети могли играть в «клопа», «крестики нолики», вести разборки, плеваться из трубочек и т.д. Называть такое учреждение родным домом было сложно. Конечно, директору школы решать проблемы с такими школьниками совместно с милицией сложно, тем более что авторитет в нашем рабочем поселке у нее был невелик, но ведь это и нужно было делать, ведь жизнь показала, что от этого никуда не денешься. В современных школах есть, или хотя бы часто посещают стены школы милиционеры, имеется охрана. В 1976, 1977 году ребятишки в классе очень сильно изменились, и большая часть ребят практически перестала учиться. Законы улиц были перенесены в школу, и началась раздача кличек. Клички давали не только ученикам, но и учителям. Первая кличка ко мне пристала, когда я учился в школе в шестом классе. Держалась эта кличка два года. Как я отношусь к кличкам? Конечно, отрицательно. Я уверен, что те, кто пользовался кличками, не уважали ни себя, ни других. Иногда я спрашиваю себя, а не стыдно ли мне за мои школьные годы? Правильно ли я себя вел? Как бы я вел себя, если бы у меня был сегодняшний жизненный опыт? Желал бы я своим близким такого школьного опыта? Нет, не стыдно. Вел бы сейчас себя, также как и раньше. И очень хочу, чтобы мои школьные годы больше никогда никто не пережил. Ну вот, я сам устал от своих безрадостных воспоминаний, поэтому расскажу о хорошем, без чего картина моих школьных лет будет не полной.

Одно из мест, которое приводило в восторг в новой школе это спортивный зал, он был не только просторным, но и оборудован различным спортивным инвентарем, который я в своей жизни нигде раньше не видел. Порядок там обеспечивал учитель физкультуры, который не оставлял свой зал без присмотра. Уроки физкультуры мне нравились тем, что на них мы все вначале проходили типовые и не сложные упражнения, а потом учились овладевать сложными снарядами. Канат, прыжки через спортивный снаряд - козла, прыжки в высоту, походы на лыжах, катание на коньках. Ну а в конце занятий нам разрешалось немного поиграть, чаше в волейбол, реже в баскетбол, от чего я был в полном восторге. Уроки физкультуры пролетали быстро и не заметно.

Еще один предмет, который приносил мне радость в моей скучной и тяжелой жизни школьника. Уроки труда, вот что меня поразило в самое сердце, вот то, что определило мое будущее, вот почему я пошел работать на машиностроительный завод, вот почему я долго работал в цехе, хотя меня активно звали работать в отдел. Тяга к верстакам металлу, дереву, станкам. Чистота, порядок, неформальный подход к нам, неумехам - вот что мне запомнилось и осталось на всю мою жизнь. Что бы мы ни делали, от указок до запчастей к стульям и металлических уголков (для ремонта тех же стульев) все приводило в восторг и пропускать эти занятие никак не хотелось. После работы с тисками и напильниками, я захотел пойти работать рабочим, но уже в старших классах поработав на автотранспортном предприятии в качестве автослесаря, разбирая тормозные колодки и диски, я увидел, что та чистота и порядок, к которому я привык на уроках труда, недоступны в реальном производстве. Я очень ценил и ценю сейчас с высоты прожитых лет эти уроки труда.

Был еще очень яркий момент моих школьных лет. Я не знаю, что это было, наверное, просто чудо, которое было, как исключение из правил. В 1976 г. нас организовали для участия в новогоднем спектакле. В спектакле были задействованы мои одноклассники. Я играл вопросительный знак, и все время задавал вопросы. Дома я сам изготовил этот знак и прикрепил его на груди. Спектакль был очень веселый и смешной. Мы даже выступали с этим спектаклем «на выезде», у ребятишек на новогодней елке. Не знаю как зрителям, но мне очень понравилось играть на публике. За хорошее выступление нас угостили большим количеством (целый мешок) конфет, вафель, шоколадок, печенья, яблок и мандаринов.

Я вспоминаю, что у моего классного руководителя были попытки что-то изменить, но для меня ее действия были безрезультатны. Про эти события можно вспомнить, но описывать их подробно у меня нет никакого желания. К этим событиям можно и отнести следующие события:
- вечернее чаепитие в классе на восьмое марта, с песнями, тортом и танцами;
- поездка в цирк;
- поездка в 1979 году на природу с ночевкой;
- традиционные митинги и шествия к знаменательным датам.

В 1978 году после сдачи экзаменов в 8 классе, я с мамой и сестренкой поехал на море. Осенью, в школе я узнал, что мой классный руководитель сдала мои документы в училище. Благодаря мерам, предпринятым моей мамой, я смог продолжить учебу в школе, и пошел в девятый класс. После этого «отчисления из школы» мои родители, которые и раньше меня поддерживали, стали полностью на мою сторону. В 9 и 10 классе (это 1979 и 1980 г.) отношения ко мне в школе резко изменилось, никто на меня не давил, ни учителя, ни классный руководитель, и меня оставили в покое. К тому же, наверное, сыграл и тот факт, что сменился директор школы. Мы все, ученики, перешли в маленькую (старенькую) школу и нашим учителям по большому счету было не до нас. Исправить или воспитать нас так, как они хотели было уже поздно. Учителей не хватало, и у нас даже преподавал учитель из другой школы. Я почувствовал, что вырос и каким-то чудом не потерял желание учиться дальше. Хотя желание делать глупости не прошло. Мне нужен был аттестат о среднем образовании хоть с тройками. К тому времени, моя сестра оканчивала институт в Иркутске, и она мне рассказала, что троечников в институтах Иркутска очень много, а, следовательно, стараться исправлять тройки, тем более, если это противоречит каким-то моим убеждениям, не стоит. Впереди маячили великолепные дали самостоятельной учебы и жизни.

Для меня выпускной вечер оказался почему-то серым и нерадостным. Я так долго ждал этого момента, а получилось как-то тяжело, наверное, чувствовалась усталость после всех 10 лет школьной жизни. Торжественная линейка, напутственные слова. Чувство типовой, обыденной процедуры. Потом было традиционное гуляние по городу. Катание на аттракционах в парке. Вечером всем классом пошли к однокласснику в дом и там гуляли всю ночь. Под утро я уставший пришел домой. Вроде бы, прощаясь со школой и с одноклассниками, я должен был испытывать чувства жалости, грусти от расставания, но этого я не испытывал. Ведь все десять лет я стремился к этому. Общаясь с одноклассниками, ранее ушедшими из школы два года назад, я видел, что они стали взрослее и сам хотел стать таким же взрослым и независимым, от учителей в первую очередь. Да и как прощаться, ведь вот она школа, приходи хоть каждый день, да и прощайся. Вот они одноклассники, почти каждый день видишь их. Принято благодарить стены школы за уют, учителей за знания, одноклассников за дружбу и просить прощения за хлопоты и обиды, принесенные за 10 лет учебы. Так сложилась моя жизнь, что уходил я из той школы, в которую и пришел, но большую и самую сложную часть я учился в стенах другой школы, мне так и не ставшей родной. Тех учителей, которых я хотел бы поблагодарить за терпимость ко мне и за их увлеченность к своему предмету не было на выпускном вечере. Обниматься и пускать слезы на плечах своих одноклассников я был еще не готов. Только через 30 лет на встрече моих одноклассников я понял, что соскучился по ним, а тогда ...
Оценивая тот сложный период моей жизни, я подтвердил для себя старую истину, что достигать цели любыми путями не только бессмысленно, но и глупо.

Послесловие. Когда мой племянник учился в этой же школе, то мне пришлось несколько раз побывать в ней. К тому времени старых учителей уже не было. Изменились ли новые педагоги? Наверное, да. А, может, это я просто хочу, чтобы и в моей бывшей школе изменилось отношение к детям? Мой племянник не получил «школьного шока» и поэтому у него более веселые воспоминания, а значит что-то в школе что-то меняется. Вот и все.
Виктор Кравцов

Виктор К

Бражка.
Бражка - это самопальный алкогольный напиток, который олицетворял часть взрослой жизни и применялся в 80-х годах как заменитель пива. Все школьные классы должны были осенью съездить в колхоз и поработать на благо своей любимой школы. Помочь колхозникам в уборке очередного урожая. Я не был исключением, и со своим классом также ездил в подшефный колхоз, где можно было показать свою способность к сбору картошки или морковки. Одеты мы были соответственно, и, естественно, каждый из нас взял продукты питания. Кто картошку, кто колбасу, кто яйца, и, конечно, напитки. Большинство брало чай, квас или морс. Емкости, в которых находились напитки, были разные - термосы, фляжки или просто бутылки. Добирались мы до поля на автобусе. Конечно, самые шустрые ученики занимали последние места в автобусе. Мой друг сообщил нам, что, как заправский колхозник, он взял жизненно важный продукт - бражку, которая потребляется «с устатку». После выполнения возложенных на нас обязательств, уставшие, мы опять уселись на свои места в автобусе. По каким-то причинам отправка автобуса задерживалась, и дети стали выходить из автобуса и входить обратно, началась сутолока. Видимо эта бражка не была выпита раньше, когда мы обедали, или ее припасли именно на данный прощальный момент. Поэтому допить данный напиток решили на последних местах автобуса. Толи от волнения, толи от страха быть пойманными, часть бражки была пролита из емкости на пол автобуса. Жара, грязь, и пыль сделали свое дело. Специфичный запах этого продукта быстро заполнил салон автобуса, вылез наружу, и его уловила наша классная преподавательница. По старой, проверенной временем традиции, виновник торжества и те, кто участвовал с ним в дегустации напитка, еще при первых распространениях запаха спрятали емкость, в которой находилась бражка, и сами успели покинуть место происшествия. Когда разгневанный учитель ворвался в автобус, то на последнем месте, почти в луже сильно пахнущей жидкости был только один человек - я. Я не прятался, сидел спокойно и смотрел на нее. Мне пришлось услышать много интересного как о себе, так и о моих родителях. Весь напор на меня был произведен только с одной целью, что бы я назвал имена ребят, у которых находится бражка, так как нужна была вещественная улика, которую можно было уже использовать впоследствии на родительском собрании. Но я убеждал, что я не понимаю о чем речь и никакого запаха я не чувствую. Я уперся и стоял на своем, не смотря на невыносимый запах бражки. Обратный путь домой был веселее, несмотря на то, что меня ждали впереди неприятности, и мне кажется, что в нашем веселом настроении была немалая заслуга запаха бражки, который буквально впитался в нас. Мы громко пели песни и смеялись. Наш класс еще не раз ездил в колхоз, но такого веселья я не помню. На следующий день вызвали в школу моего отца. Я не знаю, что ему говорили, но мой папа, работник угольного разреза, который выпивал по выходным только водочку и не марался самопальным продуктом, по причине достаточно приличной зарплаты, пришел домой веселым и стал дознаваться не у меня, а у мамы из чего она делает бражку и почему ему не дают ее попробовать. Меня не наказали и не спрашивали, чья это была бражка. Сам я долго не употреблял спиртные напитки, а уж бражку я никогда в жизни не пробовал. А, наверное, жаль.
Виктор Кравцов

Виктор К

Дежурство по классу.
Дежурство по классу или склонность к увиливанию от физического труда. Дело было в далеком 1978 году, когда я учился в школе. Из-за плохой организации в школе не хватало уборщиц, и поэтому директором школы было принято решение, что полы в классах будут мыть сами ученики по графику, а в подшефных классах, где учились младшие школьники, мыть полы будут ученики старших классов. На последнем уроке литературы, я и мой друг были пойманы за недостойным занятием для школьников -киданием бумажек, поэтому после урока нас оставили убирать и мыть полы в классе литературы. В разгар мытья полов пришла классная руководительница и констатировала тот факт, что дежурные, которые должны были убирать подшефный класс, забыли об этом и ушли домой, а так как мы с другом остались, то нам и придется отдуваться за них. Но, видимо понимая, что ее слова не найдут должного отклика в наших сердцах, она забрала наши портфели. Друг быстро сориентировался и, домыв полы, сбежал по альтернативному пути отхода, оставив учительнице свой портфель. Я не мог последовать его примеру и уйти домой без портфеля, так как не представлял себе, как буду делать уроки на завтра без портфеля. Поэтому после того как мы с другом закончили мыть полы в классе литературы, я пошел к учительнице за портфелем. Мою классную руководительницу нисколько не смутила потеря второго бойца, и она сказала, что я сам один помою подшефный класс. Я выразил недоумение по этому поводу и напомнил, что я только что вымыл класс, и это, с моей точки зрения, было бы несправедливо и непедагогично, но мои доводы были отвергнуты. Парты в младших классов были старые, классические, цельно изготовленные я откидной крышкой, поэтому, вначале надо было перевернуть их, а потом помыть под партами пол. Однако мыть пол один я отказался на отрез, у меня еще теплилась надежда на благоразумие учителя. Однако классная руководительница заявила, что будет мыть пол со мной, и взяла тряпку. Делать было не чего, и я стал мыть пол с ней. Рядом стояла учительница младших классов и ругала меня за то, что я такой ленивый и давала мне рекомендации отобрать тряпку и мыть пол одному. После мытья я получил назад свое имущество (портфель), конфискованное на незаконном основании, и, уставший, пошел домой. Как и всегда, данное событие не осталось незамеченным, и было не только рассмотрено на родительском собрании, но и отраженно в моей характеристике в виде следующего очаровательного текста, который приводил в восторг не только меня и моих родителей, но и впоследствии приемную комиссию института: «Склонность к увиливанию от физического труда». Члены приемной комиссии заявили, что я правильно пришел в их институт, так как у них как раз и учатся те, кто имеет «склонность к увиливанию от физического труда». На выпускном вечере в 1980 году классная руководительница предложила изменить мне характеристику, но я отказался. Тогда я отказался просто из ребячества. Теперь, через много лет я понял, что отказавшись, я поступил правильно, так как это одно из самых ярких и индивидуальных оценок которую я получил за тяжелые и не радостные моменты моей школьной жизни.
Виктор Кравцов

ADOL

В некоторых позициях согласен. Первое - у нас в школе раздевалка так же в подвале(середина 60-х). Свет редко горел, сменную обувь оставляли там же. Приходишь после уроков у половины пацанов в сапогах (ботинках) нассано. В карманах какая то дрянь. Поймать тех кто нагадил не могли. Поэтому мы стали (по возможности) ходить в школу уже в кедах или тапочках. А мерзавцы, которые гадили, остались без "работы". Хотя поле их деятельности распростронялось не только на школу. У нас во дворе жил такой гадёныш. Ел казявки, дверные ручки в подъезде калом мазал. Это болезнь психики. Второе - учёба в школе не показатель ума. Я учился так же плохо, но институт закончил. Третье - грамота русского языка. Это одно время был вопорос для меня  первый. Слышал надо много читать- ЛОЖЬ. У меня племянница в 7 классе писала грамотней, чем я обучаясь в институте. Всяко она меньше меня книг прочитала. Муж моей сестры вообще без ошибок пишет. Обьяснил - один из компонентов грамотности написания диктантов и сочинений - ПАМЯТЬ, второй-Музыкальный слух. Почему какое-нибудь слово надо писать так, а не иначе обьяснить никогда не мог, говорил знаю,что так и всё. Четвёртоё (думаю) - главное друзья школьные. Если с этим в порядке, летишь в школу как на крыльх не учиться-нет, а весело время проводить. Но это всё относится к концу 60-х. В ваше время видимо тяжелее было.
                                     

Прощук Павел

Печально, когда от школьных лет осталось больше плохих воспоминаний, чем хороших. Как  я понимаю, совершая что-то плохое, как и хорошее, ребята пытаются самоутвердиться, сомовыразиться. К этому нужно просто походить по философски: это есть, и с этим надо жить. Ну а по поводу учителей, многие предметы мне не нравились, я их знал плохо, те предметы, которые любил, знал лучше. Очень любил химию, дома даже была маленькая лаборатория. Колбы, пробирки, химикаты достал брат. И тем, не менее один раз на химии еле выскребся на трояк, был расстроен до слез. Вина была в моей привычке устно готовиться перед уроком. Успевал прочитать на перемене первый вопрос, пока на него отвечали, на уроке дочитывал остальные. А тут произошел сбой, и я пошел отвечать первым на вопрос, который не успел прочесть. Непонимание и запущеность по предметам, приходит, как сейчас уже могу проанализировать по себе, в том числе и от детскеого максимализма: сразу не получилось, всё, не могу и не буду. Хотя теперь для решения проблем и вопросов приходится подходить к ним опять, опять и опять. По вопросу баловства на уроках, баловались практически все, и отличники и двоечники. Я часто получал замечания на уроках отца, а потом ещё и пистоны дома. На уроках матери, честно, не помню. Было сложно, что любой проступок или шалость сразу становились известными родителям. Так как родители были учителя, а рос я довольно хилым, доставались и тычки и дразнилки. Но всё это помнить и быть обозленным на весь свет - это как минимум, неправильно.
По поводу чтения книг, позвольте не согласиться с ADOL (вот,пожалуйста, уже кличка, которую человек сам себе присвоил). Чтение книг, кто бы что ни говорил, позволяет выйти за уровень Эллочки Щукиной. Когда много и быстро читаешь, появляется навых чтения "по диагонали", что очень пригодилось мне в работе. Например, на документ в 50-60 листов надо дать заключение за 3 часа, к тому же в печатном виде. Нет, на школу, на институт я обижаться не могу, что бы не происходило. Жаль, что другие этим не могут похвалиться.
Кстати, иногда (чаще в большинстве случаев) полезно поанализировать себя и свои поступки, чем обвинять других.

любоff

Больше соглашусь с Павлом, потому что кем бы мы не стали - первоначально была школа. Получали мы знания с легкостью, или их в нас вдалбливали, все равно эти знания пригодились, ествественно в разной степени. Как возможно учиться не читая? Мало ли много ли, мы всегда читали. А вот польза от чтения зависит от его качества и подбора литературы. Не соглашусь с ADOL,  ПАМЯТЬ и Музыкальный слух даются от природы, но без тренировки и развития этот дар ничто. Сейчас я очень жалею (конечно, поздновато), что также как Павел не готовилась к урокам, и точно также успевала прочесть первый параграф уже в начале урока в надежде, что меня не спросят. Обычно прокатывало, а вот в училище меня раскусил учитель истории, и в течение всего урока спрашивал меня в дополнение к каждому ответу. Училась я все равно хорошо, а могло быть лучше. Но я считаю на своем месте я свое дело делала хорошо, и востребована до сих пор, и когда ты уже на пенсии это особенно ценится.

Любовь Грейф (Лебедева)

адрес детства: ул. Л. Толстого, 16 и ул. Свердлова, 21

Anonymous

Любовь и Павел прочитали мои мысли о школьных впечатлениях . Когда я первый раз зашла на Шадринский сайт , сразу же наткнулась на негативные отзывы о школьных годах , учителях нашей 4 школы. Печально и обидно !  Учителя ,которые учили мое поколение, как и все , кто жил  в нашем поселке , были ,в основном , такие же " спецпереселенцы"и судьбы их были не из легких, но они любили свое дело и свои знания передавали нам . А кто хотел их получить- получил , и ,что бы там ни говорили , как правильно сказала Любовь, "первоначально была школа"  и любовь к книге нам привили в школе . Мы много читали , ходили в библиотеки ,я,например, до сих пор помню запах , ни с чем не сравнимый запах библиотеки , расположенной в клубе "Пионер", причем , библиотекарь обязательно спрашивала , о чем написана книга , и так же учила нас , учила дискутировать . А в классе у нас была организована библиотека : каждый ученик приносил книгу , избирался библиотекарь , заводилась картотека и мы читали , читали , читали ... Скажите , а много сейчас школьников ходят в библиотеки. читают они Тургенева , Чехова , Пушкина и других наших замечательных классиков ,  а кто прочитал "Войну и мир" от корочки до корочки ? В этой книге,между прочим, много диалогов на французском языке и мы могли ,не заглядывая в сноску , перевести эти фразы  . И  все это - наши  Учителя !

irpop-58

Сегодняшние школьники ходят в библиотеку только по крайней необходимости. По литературе изучают какое-нибудь произведение, идут взять книгу. причем не все, а наиболее ответственные
Иосиф Сталин

Александр Махнев

Цитата: "Жданова Алла"Когда я первый раз зашла на Шадринский сайт , сразу же наткнулась на негативные отзывы о школьных годах , учителях нашей 4 школы. Печально и обидно !
Ну не ценил народ образование безплатное. Так ему теперь и предоставили его мечту - возможность жить не образованными...

Если бы у народа перед глазами была картина того, что с образованием люди живут лучше, может он и по другому относился бы к школе. А было как? Инженер - 120-180 руб/месяц, рабочий - 180-300 руб/месяц. Зачем учиться?

ЦитироватьУчителя ,которые учили мое поколение, как и все , кто жил  в нашем поселке , были ,в основном , такие же " спецпереселенцы"и судьбы их были не из легких, но они любили свое дело и свои знания передавали нам.

Да всего там хватало. И перенапряжения сил учителей тоже, например. Упоминали же о нагрузке, какая в те годы была и по численности, и требованиям к уровню успеваемости в классах. Слава богу конкретных извращенцев не было - спасибо партии родной.

ЦитироватьА кто хотел их получить- получил
Золотые слова. И даже те, кто не хотел, но чьи родители хотели - тоже получили...
Цитироватьи любовь к книге нам привили в школе
Я больше думаю, что это от склонности читающего. Почему тогда она всем не привила эту любовь?
Уже тогда была сильнейшая конкуренция со стороны кино. Не говоря о сегодняшнем дне.
Видео значительно лучше, чего уж там. При чтении только воображение работает, а в кино и зрительные образы помогают усвоить материал (я про образовательные программы, художественных я противник).

Цитироватьа кто прочитал "Войну и мир" от корочки до корочки ? В этой книге,между прочим, много диалогов на французском языке и мы могли ,не заглядывая в сноску , перевести эти фразы  . И  все это - наши  Учителя !
Вот не знаю про наше поколение. Я не читал. Наша учитель литературы мечтала, чтобы мы хотя бы кино посмотрели и организовала нам просмотр только для старшеклассников в к/т "Шахтёр". В кино я ходил, но всё равно не помню в чём там суть. Для меня это аналог современных мыльных опер судя по толщине книги и не запоминаемости сюжета.

Даже ответа на незамысловатый вопрос о том, зачем Наполеон рвался к Москве, когда столица в Санкт-Петербурге и то не было...  :)

Насчёт французкого языка мне кажется это было пустой тратой времени. Мода на него прошла. Как язык вероятного военного противника - маловероятно. А вот китайский язык-то я думаю надо было учить! Даже в качестве второго иностранного. Хотя... Учили-учили по 6 лет и где результаты? Оплата была не правильной. За процесс платили, а не за результат.

Что касается других предметов. Биология, физика, химия, география, природоведение - я за! Гомозиготы? Может быть. Но надо подробно объяснять, как эти знания можно применять в повседневной жизни. Высшая математика - нафига?
Спрашивал я свою сестру (экономист и бухгалтер всю жизнь) - учили тебя интегралам и дифференциалам, пригодилось в жизни-то? Ответ - только арифметика! А ведь её болезную в начальной школе всю изучают...

Любые знания не применяемые в жизни забываются. Так дифференциалы лучше изучать в школе или танцы? А почему танцы не изучали, кстати? Пригодилось бы, да и время веселее шло бы - было бы больше хороших воспоминаний о школе!  :D

Литература? Вообще бред. Критиков читать только мозг засорять. "Образ Катерины"...  Один сидит - выдумывает истории всякие, других учить заставляют... Надо своей жизнью жить и познавать её на своём опыте. Я сейчас так думаю.

Чем больше человек читает, смотрит телевизор, сидит за компьютером - тем меньше он общается с родственниками, друзьями. Тем чаще он думает, что родители - дураки и ничего не знают.

Не знаю как у вас, а у меня с детьми общения никакого теперь. На все мои вопросы один ответ - посмотри в интернете. Сами тоже ничего не спрашивают, видать смотрят по своему совету...

Так что правы предки говоря - нет худа без добра, и нет добра без худа...

Ну и на последок цитата от покойного генерала Петрова:
ЦитироватьВажный вывод. Всё сказанное выше означает, что все полученные человеком теоретические знания и освоенные им практические навыки - всего лишь придаток к его типу психики.

То есть: достоинство человека, как личности, выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определённом (человечном) типе психики.
Александр Махнёв
Адрес детства: Черемхово, пер. Дзержинского, 11
1 "б" класс школы № 19 1969 г. - 10 "б" класс школы № 4 1979 г.

любоff

Чтение книг (не говорю об обязательной литературе), изучение разных предметов - это базис любого образования, не однобокого, а разностороннего. Книги при чтении не изучаются, из них черпают то, чем вообще отличается культурный человек, ну скажите, мог стать инженером человек, не умеющий читать? Да, мы не все и не всегда пользуемся тем минимумом знаний, который получили в школе, но на нем нанизано все остальное наше образование, и не признать этого нельзя. Правильно заметил Александр, не ценили мы бесплатного образования. Не буду говорить, что учительский труд это очень тяжелый труд и не всегда благодарный. Просто еще раз хочу низко поклониться моим учителям: Поповой Галине Петровне, Черняховской Галине Николаевне, Тарасовой Любови Андреевне, Ивженко Николаю Марковичу, Бусовой Галине Георгиевне, Лис Евгении Филипповне и самой первой учительнице Марии Федоровне.

Любовь Грейф (Лебедева)

адрес детства: ул. Л. Толстого, 16 и ул. Свердлова, 21

Александр Махнев

Цитата: "любоff"Чтение книг (не говорю об обязательной литературе), изучение разных предметов - это базис любого образования, не однобокого, а разностороннего. Книги при чтении не изучаются, из них черпают то, чем вообще отличается культурный человек, ну скажите, мог стать инженером человек, не умеющий читать?
Интересный вопрос. Не мог. Но - читать можно разные вещи. Я предпочитал читать справочники, литературу по истории изобретательства, учебники и т.п. Ну а кто-то и Анну Каренину мог почитывать.

Но, ответный вопрос - мог ли стать бывший научный сотрудник, на подготовку которого родина потратила 18 лет обучения охранником (сторожем)? Сторожем работала при социализме моя бабушка с двумя не полными классами церковно-приходской школы. И мне предложили по выходу в отставку со службы такую работу.

А что делать, если нашему поколению достались вакансии продавцов и охранников?

В течение жизни я неоднократно наблюдал картину вреда излишнего образования. Человек не был счастлив на своей работе. Он постоянно думал, что должен делать что-нибудь другое, а другого-то и не было...

Наличие хорошего образования без возможности его реализовать в жизни - такое же зло, как отсутствие образования при наличии возможности реализации.

И этих людей 70 лет учили как делать революцию? Не в коня корм!  :D
Александр Махнёв
Адрес детства: Черемхово, пер. Дзержинского, 11
1 "б" класс школы № 19 1969 г. - 10 "б" класс школы № 4 1979 г.

Прощук Павел

А тема то оказалась востребованной!!! Может голосование провести, чего было больше в школьные годы: хорошего, или плохого. Хотя, думаю, победа будет за хорошим, причем в разы.
Ну а говорить, что нам досталась судьба работать продавцами и охранниками, я бы не стал. Да, идет выдавливание "старичков" и замена молодыми. Особенно в компаниях, где голова в Москве (кто бы её перенес в район Колымы и Чукотки). А что из этого получается, видим по положению в стране. Скоро профессионалов можно будет увидить только за ветриной в музее. Технарей нехватка, профессиональных рабочих высокого класса с уходом старшего поколения почти не осталось. Гастарбайтеры умеют всё, но так "умеют", что волосы дыбом встают. Теперь у нас все менеджеры, супервайзеры, и наконец, секьюрити (с копеечной оплатой за час). Произведено умелое выдавливание национального самосознания из мозгов людей, уничтожение культуры нации (не понимать как культурных ценностей, хотя и культурные ценности усиленно прихватизируются). Идет геноцид по схеме железной леди: население России не должно превышать 15 млн. человек (и видимо жить в резервациях). Про промышленность и нефтяную иглу уже можно не говорить. Советский союз упрекали, что сидит на нефтяной игле, а сейчас? Советский союз выжил при цене (навязаной US) 7 долларов за баррель, а сейчас бюджет не можем сверстать при уходе цены за 100 долларов. Ладно. что-то я разворчался, старый уже стал.

Исламов Борис

С высоты не роста своего ,а лет отданых стране (начинал молодым еще работая на шахте им .Кирова) могу сказать при том.что нынешняя молодежь намного умнее , но в то же время "хитрее".Не хотят работать с "низов" , только с хрехом- пополам заканчивают высшее учебное заведение и сразу давай должность. А уж как учаться ,наш Черемховский Горный техникум давал больше знаний чем теперешние Университеты. Приходилось вести собеседование при приемке на работу ,смешно это сказано легко.
Работая сейчас не могу понять ,в командировку отправить как на фронт невозможно. Отговариваються ,жена поставила условие вплоть до увольнения. Вот колесю по всей СНГ .говорю ребята надо набираться опыта ,связей ,бесполезно.
адрес детства ул.Гоголя № 2

Александр Махнев

Цитата: Прощук ПавелЛадно. что-то я разворчался, старый уже стал.
   :D
А может и правда? Фотографии нет, скрываешь внешность...
Цитата: Исламов Борис
Работая сейчас не могу понять ,в командировку отправить как на фронт невозможно. Отговариваються ,жена поставила условие вплоть до увольнения. Вот колесю по всей СНГ .говорю ребята надо набираться опыта ,связей ,бесполезно.

А я обожал командировки... Особенно на поезде. Вот где выспаться можно было! И подумать обо всём спокойно. Суточные раньше достойные были, не то что сейчас - курам на смех.

Командировка - самое мужское дело! Генетически в крови по мнению историка-горного инженера Б.Синюкова.
Александр Махнёв
Адрес детства: Черемхово, пер. Дзержинского, 11
1 "б" класс школы № 19 1969 г. - 10 "б" класс школы № 4 1979 г.

Anonymous

Да, наше поколение воспитывалось по принципу : прежде думай о Родине,а потом о себе . Принималось , как должное, что,например, у меня, иженера-технолога шинного производства, оклад 130 рублей, у рабочего 250-300руб. Уйдя на пенсию в 45лет, мне начислили ее в размере 132рубля , в общем-то , нормально можно было жить , учитывая , что продолжала работать ,но "недолго музыка играла ", началась перестройка, затем развал нашей, великой когда-то, страны и уже не стали думать о Родине , а исключительно -о себе и получили то ,что получили : духовное обнищание , потеряли родной русский язык  ,посмотрите ,как пишет сейчас молодежь, которая не желает работать на производстве, а талантливая при малейшей возможности уезжает за границу . Моему же поколению уже трудно ориентироваться в нынешней жизни , перестраиваться , да и зачем ? Остается читать классику и получать от этого истинное удовольствие , кстати , недавно снова перечитала " Анну Каренину". Что же касается целесообразности изучения французского языка , то я же не о том ,а о качестве преподавания, если я ,человек уже далеко  немолодой,  помню многое из школьной программы. Низкий поклон всем , без исключения всем учителям моей 4 ШКОЛЫ !

Вверх