Воспоминания о фронтовых луганских буднях

Фронт в Луганске

По настоящему страшно стало, когда фронт подошел на расстояние 500-800 метров. Мы оказались прямо на линии фронта. Начались постоянные обстрелы по расписанию. Войска укров, через наши головы, обстреливали центр города, а нашим кварталам доставалось от диверсионных групп. В центре, в домах, не осталось ни одного не поврежденного здания и были выбиты все окна вместе с рамами. Старые кирпичные дома в центре Луганска, после обстрелов, не подлежат восстановлению. За ночь, бывало, по два, три раза выскакивали в коридор, когда мины начинали рваться близко.

На нашем квартале отбивала артиллерийские атаки старенькая, полуразвалившаяся машина ополченцев, установка «Град». Пряталась среди домов, давала залп и сразу переезжала на новое место. Когда этот залп производится среди ночи в 100 метрах от вашего дома, то этот грохот может поднять даже мертвого!

Самое тяжелое время пришлось на начало августа. Укры на окраинах города, непрерывные обстрелы. У всех уже закончились продовольственные запасы. Рядом с нашим кварталом, через посадку, метрах в двухстах, проходит улица различных промышленных предприятий. В один «прекрасный» день эти предприятия перестали существовать в течение 30-40 секунд. Укры ударили из «Градов». Вой пролетающих над головой снарядов не для слабонервных. За одну минуту перестали существовать: оптовый рынок, строительный супермаркет, хлебозавод, молокозавод, трикотажная фабрика, крытый бассейн, автозаправка и ряд мелких предприятий.

Все горело, тяжелый, черный дым накрыл и наш квартал. Недалеко от нашего квартала (метрах в 100х) стояла батарея ополчения. Тяжелые минометы, гаубицы и что там еще, не знаю.

Во второй половине августа Россия направила первый гуманитарный конвой в Луганск. К началу августа укров уже «сварили» в Изваринском котле и в ополчении появились трофейные танки.

Дорога из России на Луганск лежит через Краснодон, Новосветловку и Хрящеватое. В Новосветловке и Хрящеватом стояли отряды укров В основном, поляки, литовцы и негры. В Хрящеватом, к тому времени почти не осталось целых домов. Укры раскатали их танками, сравняли с землей. В Новосветловке согнали местных жителей, вместе с детьми, в церковь, заперли и под стены поставили танки. Живой щит из мирных жителей. Это зверствовали поляки.

За два дня до конвоя, днем, через наш квартал шла колонна танков ополчения. Штук 20. В сторону Хрящеватого и Новосветловки. Их вышли встречать все оставшиеся в живых жители, стояли по обе стороны дороги. Чьи танки были, не знаю, но в башнях танков стояли молодые люди в камуфляже, с триколорами на рукавах и отдавали нам честь! На следующий день они вернулись но три танка остались подбитыми у Новосветловки. Заложников из церкви освободили.

В эту ночь батарея непрерывно стреляла в сторону Хрящеватого. Там стояло сплошное зарево, видно было из окна! Местные жители рассказывали: окрестные поля были покрыты сотнями трупов поляков. негров, литовцев. Еще несколько дней их вылавливали по посадкам.

Но первый гумконвой пошел обходным путем. Большие белые машины шли через наш квартал. Потому, что шоссе было завалено осколками мин и снарядов. Они резали резину автомобилей. Через день всем начали выдавать продовольственные пайки. Шесть банок тушенки, три банки рыбных консервов, различные крупы, общим весом 5 кг и питьевую воду в бутылях, по 6 литров на человека. И открыли бесплатные столовые для неимущих.

Забыл сказать, с первого дня блокады у нас были собраны четыре сумки с самыми необходимыми вещами, документами, деньгами. Они стояли постоянно у дверей.

Через неделю был второй гумконвой и нам выдали такой же набор продуктов, как и в прошлый раз. В этот раз конвой прошел обычной дорогой. К этому времени был, наконец, отбит Луганский аэропорт. Артиллерия аэропорта все эти месяцы обстреливала южные кварталы Луганска.

В конце июня, если не ошибаюсь, укры пытались посадить в аэропорту военно-транспортный самолет с литовским спецназом и военной техникой. Ополченцы сбили его при заходе на посадку. 49 человек, погибли все…

Когда пленные укры выходили из убежищ, некоторые из них начали оскорблять и угрожать повстанцам. Их расстреляли на месте и без предупреждения, остальные сразу «успокоились». В самом конце августа повстанцы пошли в контр наступление и за два дня отбросили укров на 15-20 км., за Северский Донец. К большому сожалению, гейропа очень оперативно организовала «Минские соглашения 1», и повстанцы были вынуждены остановиться. Это начало сентября.

Рейтинг

Добавить комментарий

Ваше имя
Текст сообщения
Введите код

Два плюс три будет, прописью?

Контрольный вопрос

В этом разделе

  • Анатолий Скляров. Моя золушка

    Моя золушка
    В самом начале марта 1967 года, пригласил меня на свой день рождения мой хороший товарищ, друг, Саша Гапонов и его жена Алла. Мне уже исполнилось двадцать...

    Поправка к прежней публикации

    Суровые будни Луганска
    Поправка к прежней публикации. Пенсии за период блокады правительством ЛНР не выплачивались. Эту задолженность погашала Украина. Экономическая блокада...
  • Анатолий Скляров. Мемуары о Чукотке

    Валькумей. Чукотка
    В Черемхово, к тому времени, уровень жизни был очень низок. Мяса в магазинах не было, за вареной колбасой дикие очереди и тд. А Ворошиловград для нас...